Психология бизнес-коммуникаций: роль слухов в культуре компании
Современную компанию невозможно представить без таких понятий, как «культура» и «коммуникация». Термин «слух» трактуется по-разному. В социальной психологии слух понимается как дополнение к формальным сетям, «конфиденциальные сообщения» в организации. Именно на базе социальных отношений, которые формируются на основе личных, неформальных каналов связи и доверия, формируется распространенное мнение среди участников относительно их честности и надежности. Эти каналы, как правило, вспомогательные. Слухи отражают ценности и нормы, которые существуют в той или иной группе.
Информация, содержащаяся в слухах, может быть истинной или ложной, но она должна иметь отношение к данной группе людей, которые выиграют от слуха. Неформальная коммуникация прекратит свое существование после официального подтверждения или опровержения или по причинам снижения актуальности темы.
Механизмы, вызывающие слухи, связанны с определенными психологическими закономерностями индивидуального и группового поведения, которые известны в социальной психологии и психологии личности:
- Соответствия. Когда сплоченная группа, изолированная с любой другой точки зрения, собирается, чтобы принять решение, люди становятся жертвами «группового мышления». Такой способ мышления приобретается людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернатив. Соответствие может быть вызвано страхом быть Люди стремятся поддерживать определенный уровень самоуважения, которое зависит от того, как группа, членом которой человек считает себя, признает его таковым.
- Ложный консенсус — у многих людей наблюдается тенденция к изменению союственной самооценки, переоценки или недооценивая того факта, что многие люди думают или действуют так же, как и они. Таким образом, мы позволяем себе рассуждать о причинах акта другого человека, тем самым провоцируя возникновение слуха.
- Люди готовы принимать похвалы и успех и относить их на счет своих способностей и усилий, но склонны приписывать неудачи внешним обстоятельствам. Менеджеры, как правило, обвиняют в плохой работе отсутствие способностей или усилий со стороны сотрудников, а не неспособность управлять людьми.
- Ложный эффект уникальности — люди чувствуют, что их недостатки стали нормой, а достоинства редки в других людях, то есть мы редко видим хорошее в других людях, и первоначально считаем себя лучше, чем другие.
Большинство в первую очередь хотят, чтобы их развлекали, а затем информировали. Для людей важен процесс общения как отдых, а не как содержание сообщения.
Примеры слухов в компании
Слухи и статус. Сотрудники нуждаются в своего рода «инструментах», которые позволяют им быть принятыми в группу привлекательную для них (это особенно актуально для новых сотрудников). Одним из таких способов является создание у других представления о себе как о человеке, который имеет доступ к информации. Когда человек находится в центре внимания, определение его статуса по сравнению со статусом другого других выше. Тем не менее, человек, который сплетничает слишком много, может понизить статус в глазах друзей и единомышленников.
Слухи и факты. Слухи — это своего рода способы сбора, обработки и хранения информации об организационной стороне событий, не отражающейся в официальных источниках. Они представляют собой наиболее болезненные вопросы и проблемы членов организации (продвижение по службе, увольнения, повышения заработной платы и другие проблемы). В том числе этот слух заполняет информационный вакуум, созданный руководством. Сотрудники не располагают информацией, но потребность в ней велика.
Слухи нормы и ценности. Слухи могут быть использованы в качестве метода формирования культуры организации, так как они отражают нормы и ценности компании. В том числе слухи — способ ввести новых сотрудников в жизнь коллектива, предоставляя им информацию о том, что от них ожидается руководитеоем, коллегами, подчиненными, государственными служащими, кого следует избегать в плохом настроении, к кому обращаться с трудностями на работе и в личной жизни. Слух выполняет функцию адаптации — человек проходит через процесс социализации в рамках организации.
Между участниками обмена сплетнями социальная дистанция должна быть сведена к минимуму (здесь в том числе имеются в виду несоответствия национальности, религии, возраста, пола и класса). Участники должны разделять нормы и ценности и иметь мало знаний об объекте слухов. Таким образом, процесс коммуникации выполняет функцию поддержания индивида к группе и культуре.
Слухи и отдых. Не нужно забывать, что слухи — это еще и очень популярный способ отдыха и развлечений, своего рода досуг. Было отмечено, что наибольший поток слухов происходит во время обеда, перерыва на чай. Некоторые исследователи отмечают, что часто целью таких встреч является не удовлетворение голода в обычном смысле этого слова. Участники придумывают причины и повод встретиться и обменяться сплетнями.
Слухи и пол. Если говорить о роли гендерной идентичности в распространении слухов, ошибаются те люди, которые приписывают женщинам данную склонность. Мужчины отличаются только предметом сплетен. Они сосредоточены на социальном равенство («он был повышен до меня, но я работал лучше»), безопасности и контроле над ресурсами, в то время как женщинам интереснее поделиться ценной информацией о членах семьи сотрудников, личной жизни, отношениях.
Таким образом, мы можем говорить о функциях, которые выполняют слухи:
- Формирование статуса
- Информирование о фактах
- Выявление ценностей и норм
- Ценностно-нормативной
- Рекреация
В повседневной жизни слух — это коллективное действие, в связи с чем они распространяются быстро и достигают большого количества слушателей. В организации часто слухи распространяются в стрессовой ситуации, например, в кризис, когда число увольнений растет, идут разговоры о банкротстве, продаже компаний, есть признаки смены высшего руководства. Люди должны прояснить ситуацию и, таким образом, возникают слухи. Распространение новости, которых на самом деле не было, дает иллюзию контроля. Нельзя давать оценку слухам как положительному или отрицательному явление. Они играют и положительную роль (менеджеры чувствуют необходимость успокоить людей, сплетни становятся развлечением), и отрицательную (обвинение невиновного человека, паника).