[x]

Управление и вознаграждение сотрудников в период неопределенности / нестабильности

Опубликовано: 
09 апреля 2020
Управление и вознаграждение сотрудников в период неопределенности / нестабильности

Чтобы выработать стратегию и тактику управления бизнесом в условиях изменившейся экономической ситуации, необходимо первоначально оценить уровень ее нестабильности и влияния на ваш бизнес.

Ситуация на рынке

Некоторые компании получили экспоненциальный рост доходов — например, компании FMCG. В натуральном выражении продажи в Центральном федеральном округе на 12 неделе выросли на 41%, в Северо-Западном — на 39,7%, в Южном — на 41,7%, в Уральском — на 28,9%, в Приволжском — на 26,7%, в Сибири и на Дальнем Востоке — на 31,6%. Но есть компании, несущие убытки, и особенно досталось сфере услуг: туризм, образование, ресторанный и развлекательный бизнес, фитнес-услуги и другие сферы. «В марте индекс деловой активности в сфере услуг обвалился с 52 баллов до 37.1 балла», — сообщает IHS Markit. Это минимум с 2009 года. «Из-за последствий коронавируса в России могут прекратить деятельность около 3 млн. предпринимателей», — заявляла ранее вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова.

Возможные решения по выходу из кризиса

Проанализируйте ваш бизнес. Найдите те сегменты, которые растут или хотя бы те, в которых не предвидится падения. Разработайте программу действий по выходу на рынок с новым продуктом (вообще-то для стабильности любого бизнеса у компании должно быть минимум 2-3 разных направления деятельности).

Таким образом, первоначально вы должны оценить степень влияния сложившейся ситуации на ваш бизнес. И предлагаемый мной первый вариант рассчитан на ее позитивное влияние. В этом случае — используя момент, наращиваем продажи, выводим сотрудников в 2 смены, доплачиваем за переработку, нанимаем временный персонал на условии сдельной оплаты труда.

Если же ситуация для бизнеса оказывается нестабильной, и непонятно, что ожидать от рынка, то возникает второй вариант, при котором необходимо разработать две стратегии: первую — на случай завершения эпидемии к концу мая и роста цен на нефть (то есть ситуация не влияет негативно на бизнес, и нет ни роста, ни падения); вторую — при затянувшейся эпидемии, снижении выручки и прибыли компании.

Вторая стратегия подразумевает сокращение численности сотрудников или переведение их на удаленную работу, введение четырехдневной рабочей недели и сокращенного рабочего дня. Такой опыт уже был у российских предприятий в 2008-2009 году. Можно пойти путем снижения расходов (например, отказавшись от аренды офисов или сокращения арендуемых площадей) либо попытаться договориться с арендодателем о снижении стоимости аренды или отсрочке платежей. Также можно переговорить с поставщиками по вопросам скидки или отсрочки оплаты.

И третий вариант: высокий уровень нестабильности для вашего бизнеса и негативное влияние сложившейся ситуации (резкое снижение выручки и прибыли). Гуру маркетинга рекомендуют создать три оперативные группы из руководителей высшего уровня:

  • Первая занимается разработкой и реализацией чрезвычайных мер, разрабатывает и реализует пути выхода из кризиса, в том числе занимается поиском нового направления бизнеса или нового продукта;
  • Вторая группа ведет обычную оперативную работу с минимальным уровнем срывов;
  • Третья — сосредотачивает свое внимание на контроле и сохранении здорового климата в организации (обеспечение доведения информации до сотрудников, отсутствия паники). В основном эта задача поручается HR-ам.

Что еще можно предпринять кроме вышеупомянутых мер (снижение стоимости аренды, скидки на закупку, отсрочка платежей, сокращение численности персонала):

  1. Повысить оперативность принятия решений: упростите формальные процедуры, например, сбор документов при заключении договоров (так одна российская компания решила приобрести у меня практическое руководство за 5200 рублей, при этом затребовала заверенные и распечатанные копии 13 документов, включая декларацию и книгу доходов и расходов, еще бы у нотариуса попросили заверить...) и т.п.
  2. Сбалансировать поступления и выплаты путем переговоров с поставщиками об отсрочке платежей и снижения дебиторской задолженности (для чего необходимо простимулировать сотрудников). Ограничить закупаемый ассортимент, оставив наиболее востребованные товары с большой маржей. Ввести соответствующие KPI.
  3. Отказаться от части льгот для сотрудников (фитнес, оплата языковых курсов, стоматологии, оплата обедов и т д.), в особенности — дорогостоящих услуг и ценных подарков.
  4. Сократить бюджет на обучение: осуществлять его (желательно дистанционно, снижая затраты на проезд и проживание). Внедрить культуру наставничества, что позволяет сделать акцент на внутреннем обучении.
  5. Сократить некоторые должности или перевести их на аутсорсинг (у таких сотрудников зарплата ниже, им не нужно оплачивать отпускные и льготы, и нерабочие дни).
  6. Отказаться от проведения корпоративных праздников.
  7. Сократить затраты на командировки — ездить только при крайней необходимости, экономить на размещении, по возможности перевести переговоры в on-line.
  8. Пересмотреть заработные платы путем снижения оклада (переведением на другие должности, согласно ТК) и увеличением переменной части (соотносить ее с результатами деятельности). При этом во избежание демотивации не стоит снижать заплату результативным сотрудникам.
  9. Создать в компании рабочие группы для выработки решений по выходу из кризиса. По итогу объявить премиальный конкурс.

Изменения в системе вознаграждения

Что касается оплаты труда, рекомендую не отказываться от премирования сотрудников за достижение результатов по KPI, дабы не было демотивации и разочарования в успехах.

Я еще в 2009 году рекомендовала руководителям предприятий создавать резервный премиальный фонд на случай кризиса, чтобы в этот период у компании была возможность выплачивать премию сотрудникам даже при отсутствии прибыли. Однако, опросы руководителей отделов компенсаций и ОТИЗ показали, что такой фонд создали всего единицы предприятий.

Рекомендую также перейти от годового или полугодового вознаграждения со стабильными целями и KPI на месячное или квартальное по проблемным задачам и KPI.

Очень важно выстроить гибкую систему вознаграждений, реагирующую на происходящие изменения: а это значит — внедрить возможность ежемесячных изменений KPI.

То есть система вознаграждения руководителей должна включать 2-3 составляющих:

  • Первая: месячные (квартальные) гибкие KPI, меняющиеся в зависимости от возникающих проблем в связи со сложившейся ситуацией в стране;
  • Вторая: годовые по целям и KPI с возможной корректировкой (финансовые, клиентские и процессные);
  • И третья: зависит от наличия и размера выручки или прибыли компании.

Для того, чтобы разработать гибкие месячные или квартальные KPI можно применить ДТР — дерево текущей реальности, которое позволяет выявить не только проблемы, но и их корневые причины. В таблицах месячного/квартального вознаграждения должны быть не только финансовые показатели, но и процессные, клиентские. А для поддерживающих должностей финансовых показателей месячного или квартального премирования может и не быть, но зато они должны присутствовать в годовом вознаграждении.

Конечно, некоторые российские компании не хотят платить премию сотрудникам в период кризиса, аргументируя это тем, что сотрудники должны быть довольны и признательны, что их не уволили и что они своевременно получают оклады.

Но если ваше руководство откажется от ежемесячного или квартального премирования, ссылаясь на снижение или отсутствие прибыли, то сотрудники не будут мотивированы на повышение эффективности и производительности. А именно в сложный период кризиса для компании важно, чтобы все сотрудники работали эффективно.

Получается «замкнутый круг»: прибыли нет — поэтому премии нет, сотрудники не мотивированы, работают нерезультативно — поэтому роста прибыли нет (и не будет, пока не будет положительной динамики на рынке).

То есть не выплачивается только третья составляющая, зависящая от прибыли.

Если ваши ценные результативные сотрудники не будут получать премии за свою эффективную и успешную работу, и их зарплаты снизятся, то, скорее всего, они уйдут из компании. Талантливые сотрудники пользуются спросом всегда, и даже в период кризиса есть компании стали процветать и вышли на новый уровень.

Исходя из сказанного, одна из важнейших задач службы персонала — это удержать результативных сотрудников в компании и создать условия для повышения эффективности их работы.

Если вы хотите разработать систему вознаграждения по KPI или усовершенствовать имеющуюся в связи с новой ситуацией, обращайтесь за консультацией или дистанционным обучением рабочей группы.

Оставьте заявку, и мы подберем вам обучение

1. Я (Клиент), настоящим выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных, полученных от меня в ходе отправления заявки на получение информационно-консультационных услуг/приема на обучение по образовательным программам.

2. Я подтверждаю, что указанный мною номер мобильного телефона, является моим личным номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием мной номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.

В Группу компаний входят:
1. ООО «МБШ», юридический адрес: 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.
2. АНО ДПО «МОСКОВСКАЯ БИЗНЕС ШКОЛА», юридический адрес: 119334, Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.

3. В рамках настоящего соглашения под «персональными данными» понимаются: персональные данные, которые клиент предоставляет о себе осознанно и самостоятельно при оформлении заявки на обучение/получение информационно консультационных услуг на сайтах компании: www.mbschool.ru и www.mba.ru , а так же на поддоменах в адресных зонах www.mbschool.ru и www.mba.ru (а именно: фамилия, имя, отчество (если есть), год рождения, уровень образования клиента, выбранная программа обучения, город проживания, номер мобильного телефона, адрес электронной почты).

4. Клиент — физическое лицо (лицо, являющееся законным представителем физического лица, не достигшего 18 лет, в соответствии с законодательством РФ), заполнившее Заявку на обучение/на получение информационно-консультационных услуг на Сайта Группы компаний, выразившее таким образом своё намерение воспользоваться образовательными/информационно-консультационными услугами Группы компаний.

5. Группа компаний в общем случае не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Клиентом, и не осуществляет контроль за его дееспособностью. Однако Группа компаний исходит из того, что Клиент предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации (форма Заявки), и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.

6. Группа компаний собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для проведения приема на обучение/получения информационно-консультационных услуг у Группы компаний и организации оказания образовательных/информационно-консультационных услуг (исполнения соглашений и договоров с Клиентом).

7. Собираемая информация позволяет отправлять на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Клиентом, информацию в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях проведения приема для оказания Группой компаний услуг, организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики Группы компаний. Так же такая информация необходима для оперативного информирования Клиента обо всех изменениях условий оказания информационно-консультационных услуг и организации образовательного и процесса приема на обучение в Группу компаний, информирования Клиента о предстоящих акциях, ближайших событиях и других мероприятиях Группы компаний, путем направления ему рассылок и информационных сообщений, а также в целях идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с Группой компаний, связи с Клиентом, в том числе направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказания услуг, а также обработки запросов и заявок от Клиента.

8. При работе с персональными данными Клиента Группа компаний руководствуется Федеральным законом РФ № 152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных».

9. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на адрес электронной почты информации путем направления электронного письма на адрес: mbs@mbschool.ru. Также отказаться от получения информации на адрес электронной почты возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» внизу письма.

10. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на указанный мной номер мобильного телефона СМС-рассылки, путем направления электронного письма на адрес: mbs@mbschool.ru

11. Группа компаний принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных Клиента от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.

12. К настоящему соглашению и отношениям между Клиентом и Группой компаний, возникающим в связи с применением соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

13. Настоящим соглашением подтверждаю, что я старше 18 лет и принимаю условия, обозначенные текстом настоящего соглашения, а также даю свое полное добровольное согласие на обработку своих персональных данных.

14. Настоящее соглашение, регулирующее отношения Клиента и Группы компаний действует на протяжении всего периода предоставления Услуг и доступа Клиента к персонализированным сервисам Сайта Группы компаний.

ООО «МБШ» юридический адрес: 119334, Москва, Ленинский проспект, д. 38 А, этаж 2, пом. ХХХIII, ком. 11.

Адрес электронной почты: mbs@mbschool.ru
Тел: 8 800 333 86 68, 7 (495) 646-75-17

Дата последнего обновления: 28.11.2019 г.

  • 1. Настоящим согласием Пользователь, действуя в своём интересе, даёт согласие на получение рекламных и информационных сообщений АНО ДПО «Московская бизнес школа» (далее – «Оператор»),касающихся предоставления образовательных и информационно – консультационных услуг.
  • 2. Предоставлением настоящего согласия является проставление галочки/отметки в окне «Согласен на получение рекламных и информационных сообщений» на сайте Оператора.
  • 3. Предоставляя настоящее согласие, Пользователь предоставляет право Оператору и (или) партнёру Оператора на отправку ему рекламных и информационных сообщений посредством направления Push, SMS и Email - рассылки, а также на обработку персональных данных (ФИО, адреса электронной почты, номера телефона) с целью направления информации, указанной в настоящем пункте.
  • 4. Настоящее согласие является бессрочным.
  • 5. Одновременно уведомляем о возможности немедленно прекратить рассылку в случае получения от Вас такого требования.
  • 6. Согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент путём направления запроса по контактным данным Оператора или путём отказа от рассылки с использованием инструкций, содержащихся в тексте рассылки.