Авторы статьи приводят экономическое обоснование раздельного сбора отходов и предлагаю подробную инструкцию, каким образом можно организовать его на мероприятиях учреждения в качестве разовой акции или на постоянной основе.
Зачем нужен раздельный сбор мусора
Проведение любого масштабного мероприятия не только обещает его организаторам благодарность публики, но и влечет появление обилия мусора. Однако можно так подойти к организации, чтобы, во-первых, максимально сократить объемы образования отходов, а, во-вторых, отправить их на переработку.
Включение раздельного сбора отходов в план организации мероприятия — это:
1) сокращение в два раза и более вывозимого на полигон мусора [1];
2) формирование положительного имиджа организации, заботящейся о защите окружающей среды;
3) реализация эколого-просветительской площадки;
4) дополнительный информационный повод для привлечения СМИ [2].
Ежегодно на мусорные полигоны, расположенные в Московской области, из Москвы вывозится примерно 5 млн тонн бытовых отходов. При этом, по данным ГУП «Экотехпром», большинство полигонов заполнены на 90 и более процентов и исчерпают емкость к 2015 г.
Москва стоит на пороге мусорного кризиса, который можно решать несколькими способами: открывая новые полигоны, строя мусоросжигательные заводы или развивая переработку. В аналогичной ситуации в настоящее время находятся практически все крупные российские города.
Как это работает
Раздельный сбор позволяет выделить из общей массы отходов так называемые «полезные фракции» − материалы, которые могут быть переработаны и использованы повторно. Наиболее распространенными видами перерабатываемых вторресурсов являются различные виды пластика, стекло, бумага и картон, жесть и алюминий: эти фракции могут составлять до 50% общего объема бытовых отходов.
Таким образом, извлечение вторичных ресурсов из отходов в результате раздельного сбора, с одной стороны — существенно сокращает объем мусора, вывозимого на мусорные полигоны и свалки. С другой стороны, изготовление новой продукции из этого вторичного сырья позволяет снизить уровень потребления природных ресурсов, в т. ч. и невозобновляемых, и уменьшить загрязнение окружающей среды.
В настоящее время повсеместно распространено мнение о том, что в России нет переработки, и все разговоры о раздельном сборе — это всего лишь теоретические рассуждения о вопросах, практическая реализация которых пока невозможна. Однако во всех регионах России работает множество компаний, занимающихся сбором различных вторичных ресурсов и их переработкой, которые производят из утилизированных отходов полуфабрикаты или новые вещи. Для поиска таких компаний можно воспользоваться отраслевыми СМИ [3] или обратиться к крупнейшим игрокам местного рынка — обычно они занимаются заготовкой хотя бы одного вида вторсырья.
На сегодняшний день доступны услуги по вторичной переработке следующих видов отходов:
металлолома;
макулатуры: картона, бумаги, архивов, книг без обложки, тетрадей, блокнотов, конвертов, газет и др.;
Это позволяет говорить о вполне конкретных возможностях реализации программ по налаживанию раздельного сбора мусора. Заготавливая различные типы отходов как вторичные ресурсы, эти компании заинтересованы в увеличении потока «нужных» им фракций и поэтому ищут сотрудничества. Это сотрудничество может быть как единоразовым, так и долгосрочным. В первом случае учреждение может провести акцию по сбору отдельных видов отходов (макулатура, пластиковые бутылки и т.д.); во втором —организовать раздельный сбор отходов на постоянной основе.
Организация раздельного сбора на мероприятии
Компании-заготовители вторресурсов и переработчики становятся партнерами учреждения, чья роль заключается в вывозе полезных отходов и организации их последующей «экологически чистой судьбы». Вопрос о том, на каких условиях вы будете работать с партнером по вывозу отходов, в каждом случае должен решаться индивидуально. Одни компании вывозят отдельно собранные вторичные ресурсы безвозмездно, другие могут запросить оплату бензина в связи со значительной удаленностью или небольшим объемом собранного сырья. Стоимость вывоза мусора зависит от региона, в котором расположено учреждение и работает компания-переработчик. Компания устанавливает базовый тариф, ниже которого стоимость вывоза вторресурсов опуститься не может. Корректировки в сторону повышения производятся в зависимости от сложности работ и объема отходов. Все эти вопросы необходимо прорабатывать индивидуально в каждой конкретной ситуации. Совместная работа оформляется договором об оказании услуг.
Даже если учреждение нашло компанию-оператора, и та установила урны для раздельного сбора отходов на мероприятии, это еще не является гарантом того, что организуемый сбор отходов увенчается успехом.
Как показывает практика, во время крупных мероприятий люди все равно бросают мусор «как попало», и эффективность раздельного сбора отходов практически равна нулю. Такое поведение связано с особенностями восприятия — посетители нацелены на основную программу, они не готовы анализировать дополнительную информацию и «на бегу» воспринимают любую урну, пусть даже и оформленную наглядной агитацией, как обычную «мусорку». Зная это, необходимо дополнительно привлекать внимание людей к факту организации раздельного сбора отходов и выстраивать полноценную просветительскую работу, используя волонтерский или служебный ресурс. Люди обеспечивают живое общение, обращают внимание на то, что посетители просто не замечают. Таким образом, вторым необходимым шагом является организация работы просветителей.
Конечно, просветители не должны быть навязчивыми и отнимать много времени у участников мероприятия. Для этого им в помощь необходимо предоставить информационное сопровождение. Хорошо сделанные стенды, плакаты, раздаточные материалы, повествующие о проблеме отходов и необходимости ее решать, будут выполнять сразу две функции — привлекать внимание к точкам раздельного сбора отходов и информировать без живого общения (многие люди предпочитают воспринимать информацию визуально).
Для дополнительного привлечения внимания можно вводить дополнительные элементы: использовать инсталляции из отходов (пластиковые бутылки, стеклянные банки, электронный лом), проводить яркие флешмобы, мастер-классы на тему «второй жизни» вещей, ярмарки обмена старыми (но хорошими) вещами, например книгами, и др.
Таким образом, работу по организации раздельного сбора мусора на мероприятии можно разбить на три этапа:
1) поиск партнера по вывозу вторичного сырья на переработку, заключение соглашения с этой компанией;
2) организация просветительской работы на мероприятии (сотрудники учреждения, волонтеры);
3) разработка информационного сопровождения.
Реализация перечисленных этапов даст нужный эффект — урны будут заполняться соответствующими видами отходов, участники мероприятия останутся довольны собой, а организаторы сэкономят на вывозе отходов, обеспечат себе «зеленый» имидж и, что немаловажно, привлекут интерес со стороны средств массовой информации.
Необходимо отметить, что подобное развитие «мусорной темы» возможно не только в ходе проведения экологически ориентированных акций: те или иные отходы образуются после любого мероприятия, каким бы видом деятельности ни занималось учреждение. Организовать раздельный сбор отходов уместно и на различных конференциях, благотворительных ярмарках или общегородских праздниках.
Правильнее всего будет организовать раздельный сбор не только на этапе проведения мероприятия, но и в процессе его подготовки, а также после завершения.
Для этого необходимо провести минимальную организационную работу с сотрудниками и партнерами мероприятия и обеспечить сбор перерабатываемых отходов (в основном это будет картон и пленка) в мешки другого цвета, которые будут вывезены потом вместе с собранными в ходе мероприятия отходами.
Организация раздельного сбора мусора на постоянной основе
Приступая к решению данной задачи, также необходимо найти партнера, который будет вывозить раздельно собранные отходы. В зависимости от выбранной компании, а также от особенностей деятельности учреждения культуры, можно организовывать постоянный сбор одной или более полезных фракций. Например, только бумаги или пластиковых бутылок, или же широкого ассортимента различных видов пластика, алюминия, бумаги, стекла. Не следует сразу пытаться собирать все — по организационным причинам проект может «не пойти»; как и в любом деле, лучше начинать с малого.
Взаимодействие с партнером по вывозу вторресурсов можно организовать двумя способами:
заключение договора на вывоз всех отходов с новым партнером, который наряду с предоставлением стандартного перечня услуг по вывозу мусора еще и занимается заготовкой вторичных ресурсов. Это наиболее приемлемый вариант. Как и любая другая компания, она заинтересована в новом клиенте, а в случае предоставления отходов в рассортированном виде учреждение может настаивать на вывозе «полезной» части отходов по сниженному тарифу;
заключение отдельного договора на вывоз вторичных ресурсов также по сниженному тарифу по сравнению с вывозом обычного смешанного мусора. В случае накопления и прессования больших объемов отходов система раздельного сбора может приносить прибыль: предприятие-заготовитель будет покупать и самостоятельно вывозить отдельно собранные вторичные ресурсы.
Важные нюансы
В ходе проработки схемы организации раздельного сбора в учреждении культуры его сотрудникам необходимо обратить внимание на несколько моментов:
1. Скорее всего, вам понадобится помещение или дополнительные контейнеры для отдельного накопления полезных фракций отходов. Впрочем, можно хранить их в том же месте, что и другие отходы, но они должны быть визуально отделимы — например, быть упакованными в мешки другого цвета.
2. Необходимо проводить тщательный инструктаж обслуживающего персонала и периодически контролировать его работу (чтобы, например, у дворника не возникло желания насыпать собранную листву в полупустой мешок с пластиком ради экономии мешков).
3. В местах, где установлены контейнеры для раздельного сбора отходов, должны быть размещены сопроводительные информационные материалы о правилах пользования контейнерами и важности разделения отходов. Люди намного охотнее участвуют в раздельном сборе, если понимают, зачем он нужен: куда отправятся отдельно собранные макулатура или пластик, что из них потом сделают и почему так важно, чтобы эти отходы не попали на свалку.
4. Рекомендуем организовывать разовые тематические мероприятия — например, день сбора макулатуры, когда всем жителям ближайших домов будет предложено принести старые книги, тетради и др. Дополнительно можно провести творческие мастер-классы по повторному использованию вещей (реюзу), конкурсы и игры по теме отходов. Позитивный подход к данной проблеме намного эффективнее способствует привлечению людей, нежели концентрация внимания на негативной стороне вопроса (свалки, мусоросжигание и др.).
5. Настоятельно рекомендуется организовать максимально понятную и прозрачную схему обслуживания, с указанием партнеров по вывозу, ведением хотя бы поверхностной статистики. Это необходимо для повышения доверия людей к проекту.
Организовать раздельный сбор на постоянной основе или в рамках какого-либо мероприятия можно самостоятельно или обратиться за помощью специалистов.
[1] По опыту организации мероприятий до 70% отходов составляют пластиковые и стеклянные бутылки из-под напитков, одноразовая посуда, упаковочный картон. Отказавшись от одноразовой посуды и организовав вывоз на переработку картона и тары, можно существенно сократить объемы образования мусора.
[2] См. например: http://www.ecolife.ru/intervju/1298, http://www.vmdaily.ru/article/100383.html; сюжет телеканала «ТВ Центр»: http://www.tvc.ru/ShowNews.aspx?top=5&id=08b4fe30-3b94-4e44-8b73-fb729ad53dcd&rubid=E6A849C2-6F1F-483D-A0DC-AD2027A794FA
[3] Адрес в сети Интернет: www.waste.ru, www.recyclers.ru
[4] Пластиковые бутылки из-под воды и газированных напитков, маркированные цифрой 1 в треугольнике.