Принципы повышения эффективности ЖКХ

Большинство жилищных проблем в России возникают из-за низкого качестве управленческих решений в сфере ЖКХ. Менеджмент коммунальных услуг предполагает согласование, достижение оптимальных показателей между производителем с одной стороны, и потребителями с другой. Набор социально-экономических и технико-экономических затрат должен соотноситься с их эффективностью.

В настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве России существует много проблем, которые вызваны плохим управлением и тяжелым финансовым положением, высокими затратами, и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями воды, энергии и других ресурсов. Это означает, что управление эффективностью жилищно-коммунальных услуг является важным приоритетом для государства.

Критерии эффективности

Существуют различные методологические подходы к проблеме определения эффективности услуг и жилищно-коммунального хозяйства в частности.

Некоторые специалисты считают, что принцип повышения эффективности сферы услуг заключается в том, что при рациональном использовании имеющихся ресурсов необходимо обеспечить наиболее полное удовлетворение населения с высоким качеством услуг и культуры обслуживания. Данное утверждение оправдано общепринятым мнением о том, что эффективность ЖКУ характеризуется соотношением между результатами и расходами на различные ресурсы.

Эффективность жилищно-коммунальных услуг определяется достижением в общественных интересах максимального результата с минимальными вложениями средств и рабочей силы. Но к оценке системы ЖКХ нельзя относить только рост предоставляемых услуг и снижение затрат. При определении эффективности важную роль играют социальные последствия.

Во-первых, даже оптимизация использования ресурсов еще не означает увеличение эффективности производства, если оно сопровождается ухудшением условий труда. Во-вторых, увеличение числа оказываемых муниципальных услуг в результате более эффективного использования ресурсов должно быть согласовано с существующими потребностями.

Таким образом, социально значимые результаты жилищно-коммунальных услуг включают в себя удовлетворение всех потребностей общества — физических, духовных, экологических.

Большинство экономистов акцентирует внимание на таких аспектах анализа эффективности, как:

  • Динамика изменения затрат на предоставление муниципальных услуг
  • Финансирование жилищно-коммунального хозяйства
  • Изменения дебиторской и кредиторской задолженности, а также потери жилищно-коммунального хозяйства на текущий год (абсолютные и относительные значения)
  • Анализ тарифов и цен на коммунальные услуги
  • Доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг
  • Количество семей — получателей субсидий и объем бюджетных средств, выделяемых на их предоставление
  • Количество людей-бенефициаров и объем бюджетных средств, выделяемых на энергосбережение
  • Отношение числа несчастных случаев в текущем году к случившимся в предыдущем
  • Уровень износа инженерных систем
  • Объемы ремонта и реконструкци жилья по отношению к предыдущему году

Перечисленные параметры можно считать достаточно обоснованными для функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Именно эти показатели для оценки состояния ЖКХ позволяют сделать вывод об изменениях. Тем не менее данные критерии должны быть дополнены следующими:

  • Степень удовлетворенности ЖКХ (число жалоб и обращений населения на жилье, бесплатная возможность реализации жилищных прав и свобод и т.д.)
  • Показатели предпринимательской деятельности в этой области
  • Уровень инвестиционной активности в жилищной сфере
  • Обеспечение соблюдения стандартов социальных стандартов государственной
  • Снижение затрат при оказании жилищно-коммунальных услуг в сопоставимых условиях
  • Снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в промышленности

Социальная и экономическая эффективность

Специалисты выделяют экономическую и социальную эффективность услуг. Экономическая эффективность, как уже было указано, характеризуется соотношением между результатами и расходами на различные ресурсы. Показатели социальной эффективности относятся к полноте удовлетворения спроса на услуги.

Таким образом, коммунальные услуги должны быть не просто экономически эффективными — они должны быть оптимальными для населения.

Основными субъектами рынка жилищно-коммунальных услуг с одной стороны являются потребители (население и хозяйствующие субъекты), а с другой — производители (организации по управлению жилищным фондом, водоканал, сетки).

Каждый из субъектов обладает своими требованиями к качеству ЖКХ. С одной стороны, уровнь удовлетворенности потребителя является ключевым показателем эффективности оказания жилищных услуг, поскольку он может оценить уровень жилищно-коммунальных услуг, то есть социально-экономические показатели. С другой стороны, производители ссылаются на критерий эффективности технико-экономических показателей.

Принцип экономической эффективности не должен быть основным принципом и целью деятельности компаний сферы ЖКХ. Учитывая низкий уровень жизни населения в целом, плохое техническое оснащение и износ жилищного фонда, хронические неплатежи пользователей услуг и их низкое качество, на первый план выходит эффективность социальная, а не экономическая. То есть минимизация затрат вряд ли может быть мерой эффективности современных коммунальных предприятий. Очевидно, что при таких обстоятельствах и в ближайшем будущем социальные показатели должны характеризовать качество услуг, предоставляемых на основе разумных цен для потребителей.

Вы можете пройти обучение на практических бизнес-семинарах Moscow Business School, если хотите сменить сферу деятельности или укрепить свои позиции на текущем месте.

Еще семинары >>