Отдел логистики: функции, особенности перспективы

Несмотря на признанную необходимость создания эффективного отдела логистики, четких алгоритмов его формирования не существует. Можно, однако, говорить об определенном накопившемся опыте, который позволит компании избежать типичных ошибок и выстроить оптимальную работу.

Принципы создания отдела логистики

С одной стороны, создать отдел «с нуля» непросто, но с другой — это позволит избежать борьбы с устоявшимися традициями, неэффективными схемами, которые тормозят бизнес-процессы. Создание отдела гарантирует построение оптимальной логистической схемы.

Начать работу над созданием нового департамента стоит с подробного описания набора логистических функций. Необходимо сформулировать на бумаге и подробно расписать цепочку поставок, которая будет находиться в ведении отдела логистики. Это действие позволит заранее увидеть, где и какие могут возникнуть сложности, где есть необходимость в высококвалифицированных специалистах, а где можно обойтись рядовыми сотрудниками.

Что отдавать на аутсорсинг?

Следующим шагом является определение логистических функций, которые имеет смысл перевести на аутсорсинг. Чаще всего это транспортная логистика, таможенное оформление и складирование. Передача логистических функций «на сторону» не означает, что они не находят отражения в организации отдела. Как минимум, должно оставаться одно контактное лицо (координатор), которое обеспечивает непрерывность потока информации между компанией и логистическим партнером, контролирует надлежащее исполнение договора, а при необходимости ищет новых или дополнительных партнеров.

Если компания является дочерней для зарубежной головной организации, передача работы на аутсорсинг имеет свою специфику. Особенностью отдела логистики такой компании является необходимость соблюдения корпоративных стандартов. Бывает, что штаб-квартира решает, какие функции передать на аутсорсинг и выставляют свои требования к партнерам. Очень многие западные компании настаивают, например, чтобы у их партнера по логистике был сертификат ISO.

Оптимальная модель отдела

Далее следует определить модель, которая лучше подходит конкретной компании. Предпочтительнее для бизнеса, чтобы разделение было связано с региональными особенностями (например, один человек ведет группу клиентов в определенном регионе «от и до») или по группам продуктов.

В то же время, необходима система оценки эффективности деятельности будущего отдела, система контрольных показателей и критериев. Разработанная система оценки эффективности будет также в какой-то степени мотивировать сотрудников.

После завершения данного этапа планирования мы получим «эскиз» будущего отдела. Готовый «рисунок» показывает, какие именно специалисты в сфере логистики необходимы (специалист по закупкам, таможенному оформлению, секретарь). На этом этапе очень важно составить детальное описание работы.

Занимаясь составлением должностных инструкций и обязанностей, полезно визуализировать прохождение условной партии товара по всей цепочке поставок и предсказать, какие действия служащих будут необходимы на каждом этапе. Нужно рассмотреть вопрос о прохождении партии не только в контексте действий будущего отдела, но и в связи с деятельностью других отделов (бухгалтерия, отдел продаж, склад, обслуживание клиента), сотрудничеством с логистическими партнерами, клиентами и государственными учреждениями.

Отражение возможных трудностей и принятие к сведению системы оценки эффективности дает возможность достаточно четко определить зоны ответственности каждого сотрудника.

Система обязанностей и подчинения

В дополнение к четко определенным обязанностям, полномочиям и возложению ответственности за каждую из групп отдела логистики в целом и каждого специалиста в частности, в описание должностей включается информация о том, кто есть кто на дисциплинарном и функциональном уровне. Кроме того, еще на этапе планирования определяется порядок замены. Это делается для того, чтобы работа всего отдела не была под угрозой срыва из-за внезапной болезни или ухода в отпуск одного из сотрудников.

Ещё на этапе создания отдела логистики следует обозначить не только внутренний регламент работы, но и критерии для определения прав и обязанностей различных подразделений компании по отношению друг к другу. Лучше всего зафиксировать в письменном виде, что отдел логистики вправе ожидать от бухгалтерского и юридического отделов и какие обязанности он имеет перед ними. Это относится как к потоку информации и распределению функций, так и к организации рабочего процесса.

Специфика кадровой политики

Выстроенная на бумаге условная схема будущего отдела и соответствующие инструкции предваряют подбор и найм персонала. Эту проблему можно решить двумя способами: путем предоставления руководителям соответствующих кадровых подразделений полномочий по подбору сотрудников или путем самостоятельного поиска персонала. Очень многое здесь зависит от корпоративных стандартов, навыков менеджеров среднего звена, а также ситуации на рынке труда. Следует быть готовым к тому, что подобрать сотрудников, которые полностью отвечали бы ожиданиям и требованиям, изложенным в инструкции, не сразу получится.

Не следует рассматривать подготовленные инструкции и штатное расписание как догму, отступление от которой невозможно. Иногда на этапе набора появляется специалист, который, кажется, не соответствует существующей схеме, но его опыт и профессионализм так полезны в новом отделе, что имеет смысл позволить некоторые отклонения от плана и, возможно, внести изменения в организационную диаграмму.

Специфические требования к навыкам персонала касаются языка. Как правило, обязательным условием является владение английским на хорошем уровне. Тем более, все больше и больше иностранных корпораций объявляют языком корпоративного управления и требуют документации на английском.

Если российская компания является дочерней для иностранной, английский язык в качестве второго рабочего не всегда способствует упрощению бизнес-процессов. Некоторая документация все же может быть выполнена на языке той страны, где расположена штаб-квартира. Кроме того, крупные иностранные корпорации могут свободно участвовать в покупке транспортных услуг для доставки грузов. Также часто транспортные компании находятся в стране продавца, то есть, английский не является родным и для представителей перевозчиков.

Тот факт, что используемый язык не является родным для всех участников логистического процесса, затрудняет коммуникации, что может привести к катастрофическим последствиям. Логистика специалистов со знанием двух языков являются преимуществом для любой компании. Тем не менее, руководители должны позаботиться о том, чтобы по крайней мере был один сотрудник, способный общаться на языке страны, в которой расположена материнская компания.

Второй аспект, который необходимо учитывать при выборе персонала, связан с определенным отсутствием культуры бизнеса на логистическом рынке в России. К сожалению, для многих компаний несоблюдение требований к управлению документами является нормой. Наивно полагать, что этот недостаток является небольшим исключением. Даже многие успешные компании сокращают расходы на транспортировку товара, отправляя его без документов.

Многие логисты, работающие в российских компаниях, в том числе связанные с внешней торговлей, полагают, что работать в полном соответствии с законами невозможно. Для них работа по «серым» схемам, подделка сертификатов, счет-фактур является нормальным явлением. Естественно, такие действия недопустимы в любой компании.