Опубликовано: 
07 марта 2019

Делегирование задач

img

Наш материал посвящен одному из самых важных навыков руководителя — делегированию. Этот волшебный инструмент способен упростить работу, отключить телефон в отпуске и научить подчиненных самостоятельности.

 

Виктория Шухат, бизнес-тренер MBS, эксперт-практик в области управленческого развития и стратегии продвижения компании, организационный консультант.

Что такое делегирование?

img

Понятие произошло от латинского слово «делегат».
Так называют людей, представляющих определенную организацию или страну, и имеющих право защищать их интересы.
В управлении это один из базовых навыков, которым должен владеть руководитель.


Ключ к успешному делегированию — это понимание:

  • Какие задачи можно перенаправлять подчиненным
  • Кому можно и кому нельзя делегировать задачи
  • Как правильно донести суть задачи
  • Каким образом ставить цели и контролировать их достижение
  • Что делать, если что-то пошло не так

Почему это важно?

img

Согласно Эрику Берну, у каждого человека есть 3 эго-состояния:
ребенок, родитель, взрослый.

Руководитель обычно выступает в роли родителя, он контролирует, направляет, хвалит или наказывает. Подчиненные изображают детей, они подстраиваются и ждут команд.
Но когда руководитель начинает делегировать, все участники становятся взрослыми, где один более опытный, а другой чуть менее опытный. В такой атмосфере хочется учиться и быть лучшим.
Поэтому делегирование — это еще и важный инструмент развития личности для руководителей, которые хотят управлять не большими детьми, а успешной командой.

Что можно делегировать, а что — нет

img

Все, что входит в управленческий цикл, — задача исключительно руководителя:

  • Планирование
  • Организация процесса
  • Мотивация
  • Наказания
  • Контроль результатов
  • Анализ ситуации с последующей постановкой целей

Все остальное можно и нужно делегировать!

Пример: Часто руководителем назначают первоклассного специалиста. Но он уверен, что никто не справится лучше него, и большую часть рутинной работы выполняет сам.
Это подобно смерти для управленца, ведь он должен заниматься тактическими задачами, масштабированием бизнеса и развитием сотрудников.

Кому можно делегировать?

img

Для начала нужно типологизировать сотрудников и понять, кто есть кто. HR-специалисты выделяют 4 категории персонала:

  • Новобранец
  • Опытный
  • Рабочая лошадка
  • Гуру

Последняя категория больше всего подходит для делегирования. В этом сотруднике должны сойтись профессионализм и энтузиазм: он компетентен, амбициозен и инициативен.

Они сопротивляются!

img

Если для вас это впервые, сотрудники могут воспринять передачу полномочий как дополнительную нагрузку.
Поэтому идею делегирования важно правильно преподнести.

  • Элемент наставничества.
    Ваша задача — вырастить достойного заместителя.
  • Особая степень доверия. Ведь не просто так вы выбрали этого человека!
  • Тренинг для развития карьеры. Возможность побыть на месте начальника.

В отпуск с отключенным
телефоном

img

Как оценить свой навык делегирования? Подумайте, сколько времени вы можете отсутствовать в офисе (без звонков и почты) и не вернуться в руины?

Перед отпуском:

  • Поставьте подчиненным конкретные, достижимые и ограниченные во времени цели
  • Рассчитайте дедлайн задач с запасом в 30 %
  • Выступите с речью и объясните, почему взять на себя часть полномочий — в интересах сотрудников
  • Можно поручить разным работникам мониторинг ситуации. Они будут держать вас в курсе основных моментов

После отпуска обязательно похвалите команду! Если что-то пошло не так, не жалейте времени на спокойный разбор полетов.

Ничего не бойтесь!

img

Многие руководители не делегируют полномочия, так как их преследуют страхи:

  • Они меня подсидят. Характерно для управленцев среднего звена, у которых нет великих амбиций.
  • Они уйдут. Характерно для процессного управления.

Эти страхи слишком преувеличены и вредят в первую очередь самому руководителю. Если не хотите быть самым уставшим в компании, то стоит заняться делегированием. А бороться с рисками можно простейшими способами. К примеру, поручите подчиненному новичков. Так он почувствует себя в роли руководителя и реализует управленческие амбиции.

Остались вопросы?
Еще больше полезной информации для руководителей — на семинарах Moscow Business School! Интенсивные тренинги о цикле управленческих компетенций и эффективной постановке целей помогут развить важные компетенции и выйти на новый уровень.

Вы можете пройти обучение на практических бизнес-семинарах Moscow Business School, если хотите сменить сферу деятельности или укрепить свои позиции на текущем месте.

Еще семинары >>