Индустрия туризма: как открыть свой бизнес

Туризм считается одной из наиболее перспективных и востребованных сфер бизнеса — интерес к данной индустрии не ослабевает с годами. Тем не менее, именно для неё характерны многочисленные «фирмы-однодневки», которые не задерживаются на рынке. Чтобы минимизировать риски и привлечь новых клиентов, необходимо тщательно спланировать бизнес ещё на стадии разработки идеи.

Бизнес-план агентства: что важно учесть

Составление бизнес-плана, с которого начинается любая предпринимательская деятельность, включает в себя не только финансовое планирование, но и разделение сфер ответственности партнеров, определение должностных обязанностей сотрудников, формирование долгосрочной стратегии развития.

Структура бизнес-плана зависит от следующих факторов:

  • Период, на который производятся расчеты
  • Размер инвестиций, необходимых для бизнеса
  • Специалисты, которые будут заниматься его разработкой (сотрудники, консалтинговая компания, собственник)

Удачный нейминг компании дает возможность повысить её эффективность. Название агентства должно отличать его от конкурентов, соответствовать корпоративному стилю, ассоциироваться у потребителей с уникальными качественными услугами. «Имя» компании становится первым шагом к созданию узнаваемого бренда, который станет привлекательным для целевой аудитории.

Вторым шагом является ещё один важный элемент брендирования — выбор доменного имени для корпоративного сайта турагентства. Особенно это важно при рекламе новой компании: заинтересованные потребители не должны испытывать проблем с поиском дополнительной информации в сети.

Один из подходов к формированию концепции турфирмы заключается в том, что большое количество направлений отдыха привлечет различные категории населения и увеличит продажи. В то же время результаты маркетинговых исследований свидетельствуют о том, что интерес клиентов вызывают компании, которые, напротив, специализируются на конкретных странах и турах определённого типа. Чтобы успешно представлять партнерам и аудитории свой бизнес, нужно определить на начальном этапе планирования приоритетные туристические направления. Подобная конкретизация позволит компании привлечь целевую аудиторию и отстроиться от конкурентов.

Как выбрать «своего» оператора

Взаимодействие с туроператором определяет последующее развитие, поэтому его выбору следует уделить должное внимание, в особенности если речь идет о новой или малоизвестной компании.

Перед подписанием договора необходимо собрать следующую информацию об операторе:

  • Финансовые показатели коммерческой деятельности
  • Номер в Федеральном реестре
  • Опыт работы по конкретному направлению, успешность организованных туров
  • Компетентность сотрудников
  • Участие в профессиональных союзах, победы в конкурсах, награды и сертификаты
  • Доступность и прозрачность ключевой информации о текущем состоянии дел и перспективах туроператора

Договор с партнером должен включать в себя полное описание особенностей сотрудничества: вознаграждение агентов, условия работы с ними, организация рекламных туров, штрафные санкции за аннуляцию заказа, формирование дисконтной системы, проведение мастер-классов, возможности решения форс-мажорных проблем.

Особенности финансового планирования

Объем финансовых вложений, который потребуется для открытия туристической компании, определяется характером бизнеса. Вместе с тем выделяют универсальный набор статей расходов, которые важно учесть при бизнес-планировании.

Необходимые издержки можно распределить по следующим группам:

  • Оформление турфирмы: госпошлина за регистрацию, изготовление печатей, оплата уставного капитала
  • Офис: аренда, платежи за телефон, интернет, коммунальные услуги и прочие расходы на административно-хозяйственную деятельность; покупка мебели, оргтехники и канцелярских товаров
  • Заработная плата персонала
  • Формирование корпоративного стиля: печать бланков и визиток, создание логотипа
  • Онлайн-поддержка: создание сайта, регистрация и продвижение его в сети, оплата системы онлайн-заказа туров
  • Продвижение турфирмы: проведение PR-акций, размещение рекламных материалов
  • Налоги
  • Дополнительные возможные издержки: оплата юридических услуг по составлению договоров с потребителями и партнерами, платежи кадровым агентствам, персоналу, занимающемуся настройкой связи, консалтинговым компаниям

Чего следует избегать

При открытии туристического агентства легко допустить ошибку, которая значительно снизит эффективность последующей работы. Специалисты выделяют несколько типичных недоработок, которые препятствуют реализации бизнес-идеи:

  • Недостаточная разработанность или отсутствие концепции проекта, анализа конкурентных преимуществ, финансового планирования. Причиной поверхностного отношения к бизнес-планированию может стать недостаточный опыт управляющего, несерьезное отношение к данной сфере, невнимание к потребностям потребителей при разработке концепции.
  • Противоречия с бизнес-партнерами. Конфликты с соучредителями иногда возникают ещё на стадии разработки концепции компании. Поэтому необходимо подкреплять любую договоренность с партнерами официальными документами, на которые можно опираться в случае конфликтов.
  • Недостаточный объем финансовых вложений. Отличительная особенность туристической индустрии — большое значение фактора сезонности. Кроме того, первые месяцы новая компания работает в убыток. Если они приходятся на сезон низкой потребительской активности, а в бюджете не запланированы дополнительные средства на компенсацию издержек, она не достигнет точки безубыточности.
  • Ошибки бухгалтерского учета. Невнимательное отношение к документам финансовой отчетности и контролю расходования денежных средств приводит к росту налоговых и инвестиционных рисков. Повышение квалификации сотрудников, система развития и обучения персонала, консультации специализированных компаний позволяют оптимизировать систему управления затратами и влияют на прибыльность турагентства в целом.

Принцип, которым следует руководствоваться при управлении турфирмой, основан на долгосрочном планировании. Нельзя рассчитывать, что бизнес сразу окупится и начнет приносить прибыль. Кроме универсальных влияющих на эффективность факторов, в данной сфере существует особенная специфика завоевания лояльности потребителей. Обычно клиенты обращаются в турфирмы по рекомендации знакомых и не доверяют только что открывшимся компаниям. Привлечь целевую аудиторию можно при помощи тщательно разработанной маркетинговой стратегии, грамотной PR-кампании, демонстрации надежности туроператов.

Вы можете пройти обучение на практических бизнес-семинарах Moscow Business School, если хотите сменить сферу деятельности или укрепить свои позиции на текущем месте.

Еще семинары >>