[x]

Мировой опыт на службу российскому бизнесу

14.05.2007

Moscow Business School расширяет границы. Руководство MBS уделяет большое внимание развитию и поддержанию международных отношений, становлению интернациональной деятельности компании. Для этого необходимо интенсивное изучение и применение мирового опыта компаний, лидирующих на рынке бизнес-образования.

Выполнение этой ответственной деятельности MBS возложила на плечи опытного специалиста, умеющего результативно применять свои знания на практике. К нашему дружному коллективу присоединился Крикунов Михаил Викторович, проректор MBS по международным связям. Михаил Викторович имеет значительный опыт осуществления деятельности в данном направлении, благодаря чему знает весь процесс «изнутри».

- Михаил Викторович, скажите, как Вам в новом коллективе?

- Пока ещё рановато говорить о моих впечатлениях. Я пробыл в MBS совсем недолго. Тем не менее, уже понятно, что коллектив молодой, очень энергичный, полон амбициозных замыслов и сфокусирован на эффективности, что не может не нравиться. Я не чувствую каких-то «стен», барьеров. Все очень открыты и дружелюбны, что и следует ожидать от школы бизнеса, претендующей на лидерские позиции.

- Известно, что у Вас немалый опыт в консалтинговой деятельности. Расскажите о нём подробнее, пожалуйста.

- Моя консалтинговая деятельность связана, прежде всего, с бизнесом, который меня окружал и окружает. В начале 90-х это был преимущественно малый бизнес, озабоченный бизнес-планированием, привлечением стартовых ресурсов, маркетинговыми исследованиями, переговорами с партнёрами, операционной эффективностью.

Затем, естественно, средний бизнес – и проблемы изменились, пришлось много поработать над формированием маркетинговой организации на предприятиях, привлечением правильных людей, созданием организационных структур управления, бюджетированием маркетинговой деятельности, реализацией конкретных маркетинговых проектов (исследования, коммуникации, инновации продукта, управление каналами).

Ну а теперь приходится заниматься преимущественно проблемами маркетинговых стратегий, взаимоотношениями маркетинга с другими функциями бизнеса, корпоративным брэндингом, управлением репутацией, индивидуальным развитием управляющих собственников и топ-менеджеров компаний, системами CRM, измерением результатов маркетинговой деятельности и т. п. Совсем неожиданным, но интересным для меня было участие прошлым летом в составе международной группы консультантов в проекте экономического развития китайской провинции Шандунг, реализованном Международным советом экономического развития (США). В этом проекте я разработал новый инструмент маркетингового портфельного анализа перспектив отраслевых инвестиций.

- Какие у Вас планы в отношении MBS?

- Мои планы в отношении МBS грандиозны. В основном, они связаны с проектами международного сотрудничества в сфере бизнес-образования.

- На Ваш взгляд, налаживать контакты с зарубежными бизнес-школами – это дань моде или необходимость?

- МBS это всё необходимо, скорее всего, для придания грандиозности планам самой школы. А если серьезно – то для обеспечения той позиции, о которой школа громко заявила. Ведь невозможно думать о лидерских позициях, если ориентироваться только на ближайшее окружение – лучшие в мире образцы бизнес-образования пока ещё не в Москве.

- На Ваш взгляд, совместно продвигаться, так сказать, «шагать в ногу», бизнес-школам в настоящее время удобнее? Выгоднее? Легче?

- Дело тут не в удобстве или лёгкости. Скорее, причина кроется в сути процессов развития бизнеса. Ведь школа бизнеса обслуживает бизнес, а бизнесу всё больше требуется всяческий «кросс…». Это – заметная мировая тенденция: больше разных знаний и опыта от разных провайдеров, применимых в разных условиях, причём за меньшее время. Поэтому междисциплинарность – это основа развития дисциплин, а совместные программы – основа развития школ мирового уровня. Что касается легкости, то это труднее, чем делать что-то сугубо своё. Приходится принимать и допускать верность чужого мнения и практики. Что касается выгодности, то, конечно, это выгодно – хороший продукт, если он хорош и верно выбран для рынка, всегда выгоден.

- Это Ваше мнение, сложенное из собственного опыта и практики? Или Вы нашли другое подтверждение этой идее?

- Моё мнение не почёрпнуто из книжек, хотя я много читаю. Мой собственный опыт вывода на рынок международных программ и участия в них, опыт консультирования и наблюдений за развитием и проблемами бизнеса приводит к этим выводам. К тому же, если следить за деятельностью лидеров мирового бизнес-образования, общаться с ними, то эффективность кооперации и ценность иного опыта уже просто не дискутируются. Это – реальность, данная в ощущениях.

- В чём для Вас скрывается секрет успеха развития компании?

- Вопрос из разряда тех, на которые можно пытаться отвечать всю жизнь. Если коротко, то секрет скрыт:

  • В личности собственника, его целях и ценностях, его видении необходимости и перспектив развития;
  • Команде управленцев, их мягких и твёрдых умениях менеджмента, климате, драйве, способности «атаковать себя самих», способности правильно видеть настоящее и будущее рынка и компании;
  • В людях, составляющих компанию, и их способности работать как единое целое без потери индивидуальных различий;
  • Естественно, способности всех вышеперечисленных людей чувствовать рынок и адаптировать компанию к потребностям завтрашнего рынка без потери сегодняшней эффективности;
  • И, конечно, в осознанных конкретной компанией целях развития и эффективности используемых ею технологий развития бизнеса.