Образование – самые надежные инвестиции!

30.10.2008
В последнее время всех без исключения объединяет один и тот же набор вопросов: что будет с экономикой, сколько продлится период мировой финансовой стагнации, что последует за ним и как это отразится на стране в целом и каждом человеке в отдельности. Мы попросили ведущего аналитика УК «Финам», преподавателя Moscow Business School Владислава Кочеткова поделиться своими прогнозами.

Самой животрепещущей темой для взрослого населения сегодня является мировой финансовый кризис, докатившийся и до нашей страны. Каковы Ваши прогнозы по продолжительности кризиса? Будут ли пики, спады?

В текущий момент продолжительность кризиса оценивается в два – четыре года, начиная от текущего момента. Это уже не кризис ликвидности, а кризис доверия. Объем государственных средств поддержки национальной экономики, согласно антикризисному плану, составляет 3,1 трлн. руб. Дополнительно к этому ЦБР ежемесячно размещает на рынке порядка 4,5 трлн. руб. кредитных рублевых средств. Фактически государство сейчас дублирует национальную кредитную систему. В этих условиях значимые позитивные изменения в экономике возможны лишь по мере развития процесса консолидации и рекапитализации отечественного, мирового банковского, финансового секторов. Этот процесс, возможно, займет 1-2 года. При этом пик кризиса, с точки зрения его восприятия населением и бизнесом, возможно еще не наступил. Эта ситуация будет, вероятно, характеризоваться сравнительно высокой инфляцией, сокращением занятости, снижением реальных доходов населения, ростом кредитных ставок, сокращением производственной активности.

В то же время, ключевые отрасли экономики РФ, а именно ТЭК, сельское хозяйство, добывающие и высокотехнологические производства, металлургия, крупнейшие банки и инфраструктурные проекты будут под влиянием государственной политики демонстрировать стабильность, прежде всего – своих инвестиционных показателей.

Какие отрасли российской экономики наиболее сильно подвержены влиянию кризиса? Какие отрасли не подвержены этому влиянию? Для каких компаний кризис может послужить стимулом для бурного развития?

Как показывает практика, первым от кризиса пострадали финансовые компании, особенно банки второго и третьего эшелонов, проблемы затронули и инвестиционный бизнес. Затем процесс стал распространяться волнообразно, проблемы возникли в большинстве отраслей – у игроков, которые имели существенную долговую нагрузку и нуждались в привлечении средств для ее рефинансирования. В отраслевом плане сейчас наиболее заметны сложности среди девелоперов, отдельных торговых сетей. Ухудшается ситуация в АПК, которые всегда нуждался в «длинных» деньгах, но в условиях глобального снижения цен на продовольствие с трудом возвращает долги. Следом пошли машиностроительные предприятия, в частности, автопром, металлурги и т.д.

Однако, кризис создает и хорошие возможности для развития. Прежде всего, это касается компаний, которые имеют существенные денежные ресурсы и низкую долговую нагрузку. Сейчас они могут с меньшими затратами реализовывать инвестиционные проекты, усиливать свой кадровый состав (на рынке растет предложение качественных специалистов), покупать активы. Такие компании есть во многих отраслях, они вполне способны стать новыми лидерами.

Какие изменения в потребительском поведении Вы прогнозируете в связи с кризисом? Что будут покупать реже, чем раньше? Что будут покупать чаще?

Может измениться не только потребительское поведение, но и образ жизни. Например, наблюдается  резкий рост интереса к фондовому рынку. Это говорит о том, что ненадежность банков и инфляции заставляет больше думать об инвестициях, пусть и связанных с риском, зато характеризующихся потенциально высоким доходом. По сути, новый тренд связан с тем, что наше довольно пугливое население забрало деньги из банков и наконец-то задумалось о будущем. Возможно, кризис даст шанс среднему классу выбраться из порочной поведенческой модели: работай и потребляй, если не хватает денег – занимай и потребляй. В последние несколько лет доминировало именно такое отношение к жизни.

Впрочем, пока в московских магазинах по-прежнему стоят очереди. Дело в том, что пока реального снижения доходов населения не произошло. Снижается возможность для покупок с использованием кредитного плеча. Как результат, резкое снижение спроса на рынке недвижимости, проблемы у автодилеров, которые вынуждены активно запускать различные скидочные акции. Однако на относительно небольшие покупки, на которые и раньше тратились зарплаты, деньги еще есть. Более того, на них тратятся ранее аккумулированные средства, которые предполагалось направить на ту же машину. Конечно, и серьезность ситуации пока осознают не все – зарплаты платят, массовых увольнений нет, а проблемы некоторых банков – еще нее повод отказывать себе в радостях жизни.

Если есть накопления, их лучше хранить в деньгах или  тратить на продукты и услуги?

Я бы не советовал делать ставку на потребление. В текущих условиях лучше иметь какой-то денежный запас. Понятно, что лучше всего хранить деньги в банке, т.к. ставка по вкладу позволит покрыть часть инфляции. Желательно ориентироваться на государственные банки, т.к. они в большей степени могут рассчитывать на поддержку. Кроме того, не стоит размещать в одном банке больше 700 тыс. рублей, чтобы получить полноценную компенсацию в случае, если у банка вдруг возникнут проблемы. Интересный вариант – долгосрочные, на срок от двух лет, вложения в акции или ПИФы. Однако, сюда стоит направлять только свободные средства. Таковыми можно считать ресурсы, которые остаются после того, как Вы сформировали «заначку» в 3-6 месячных зарплат. 

Если говорить об услугах, то в любых условиях наиболее ценной из них является образование. Если есть деньги, инвестируйте в него. Это сделает Вас более востребованным во время кризиса, а после его завершения позволит претендовать на более высокий доход.

Финансовый кризис спровоцировал развитие кризиса на рынке труда. Каким образом можно использовать кризисную ситуацию для обеспечения собственного карьерного роста?

Здесь все зависит от специалиста. У кого-то сейчас появится возможность устроиться в серьезную компанию, пусть на меньшую ставку, но с отличными перспективами. Кто-то может взять на себя дополнительную нагрузку, что, вполне вероятно, затем будет высоко оценено работодателями. Вообще, кризис позволяет лучше проявить себя наиболее качественным специалистам, которые строят карьеру на основе собственного профессионализма, а не связей. Главное, правильно проявить себя. Кроме того, не стоит забывать, что опыт, полученный во время кризиса, после его завершения даже повышает свою ценность.

Семинары по теме:
Семинар Владислава Кочеткова "Пресс-секретарь. Организация работы пресс-службы организации"
Во времена экономической нестабильности
Свой бизнес