[x]
Превью

Выгода 12 980 руб!

Укажите промокод #МЕДИЦИНА при регистрации для активации скидки.

Современное бизнес-образование. Что выбрать, вузовское ДПО или онлайн-курсы от частных провайдеров?

Российское высшее образование славится своей фундаментальностью, но бизнес-эксперты констатируют факт того что, нынешнее вузовское дополнительное профессиональное образование (далее ДПО) не соответствует потребностям современного рынка и не удовлетворяет сегодняшний бизнес. Сетуя на то что, практических навыков оно почти не дает, а теоретическая подготовка отстает от современности на 5-10 лет.

Как правило, большинство курсов и образовательных программ для ДПО в российских вузах создаются в рамках образовательных программ, реализуемых вузом. При таком подходе отсутствует взаимодействие с реальным рынком, с системой обновления информацией, где важнее получить навыки и компетенции, а не получить диплом.

Резкий скачок технологических и экономических изменений в России с начала 2000-х годов, породило новые знания, новые требования к навыкам и компетенциям сотрудников, а также к форматам обучения, что стало полной неожиданностью для наших вузов. Вузы не готовы были предложить новые знания и форматы обучения для ДПО.

Вследствие чего нишу дополнительного профессионального образования быстро освоил бизнес, новые коммерческие вузы, частные образовательные проекты, тренинговые и консалтинговые компании, дающие практические знания от практиков и работающие как онлайн, так и офлайн.

Это вызвало жаркие споры между классическими вузами и частными образовательными проектами.

Вузовский сектор обвиняет образовательные проекты в профанации, продаже корочек дипломов и сертификатов, заявляя, что это дешевое и низкокачественное обучение.

Образовательные проекты наоборот заявляют о растущем технологическом разрыве образовательного контента в программах ДПО вузов России и потребностями современных компаний. Образовательные проекты говорят о программах, содержащих современные знания, тренировки и развития востребованных навыков, практико-ориентированном обучении без скучной теории, преподавателях-практиках с огромным опытом в реальном секторе бизнеса. Также об обучении новым востребованным профессиям, которых нет в вузовском секторе.

Попробуем взвесить за и против:

— Что выбирает бизнес для обучения персонала?

— Что говорят вузы о своих программах дополнительного профессионального образования?

Рашевская Оксана Анатольевна, проректор по дополнительному профессиональному обучению Московского технологического института (МТИ) и Moscow Business School.

В идеальном варианте базовое вузовское и дополнительное образование должны формировать систему непрерывного образования человека, ориентированную на вектор развития его возможностей.

Представители бизнес-структур и потребители образовательных услуг диктуют свои правила. Кадровые ресурсы должны быть конкурентоспособными, отсюда возникает требование к профессиональной структуре подготовки специалистов, согласованной с реальными потребностями рынка труда. Это требование едино как для вузовских программ ДПО, так и для программ, реализуемых иными образовательными организациями.

Недостатками вузовских программ ДПО обычно называют оторванность от потребностей рынка, большую академичность, медленный процесс обновления программ. Но это время уходит: одним из главных показателей эффективности вузов сегодня становится трудоустроенность выпускников, усиливается роль вузов исследовательского и предпринимательского типа, формирующих вокруг себя распределенные мультикластеры различных образовательных форматов, работодателей и сообществ.

У вузов стоит цель интегрироваться с профессиональными сообществами, решать задачи подготовки востребованных кадров для современной экономики. Системы ДПО в вузе находятся на самоокупаемости и вынуждены оперативно и адекватно реагировать на изменения и трансформации рынка труда.

Инженеру все чаще приходится принимать решения, требующие экономических и управленческих знаний, знаний иностранного языка и основ психологии, информационных технологий и т.п. Востребованы специалисты с компетенциями на стыке профессий, например, с медицинским и юридическим образованием, или фармацевтическим и технологическим.

Изменения, наблюдаемые в профессиональной деятельности современного специалиста, неизбежно влекут за собой потребность в разработке большого количества постоянно обновляемых дополнительных профессиональных программ, учитывающих современные тренды и технологии в сфере экономики и имеющих практическую направленность. Только такие программы будут востребованы потребителями.

Существенное преимущество вузовских программ ДПО заключается в возможностях, которые можно и нужно активно использовать. Такие преимущества заключаются в наличии развитой инфраструктуры института, позволяющей каждому студенту и слушателю выбрать индивидуальный вектор карьеры.

Это можно обеспечить лишь при выстроенной эффективной модели повышения знаний, умений и навыков, системе переквалификации, хорошо отрегулированном учебном процессе, содержательной материальной базе, развивающемся научном потенциале, высокопрофессиональном кадровом потенциале привлекаемых к реализации ДПО преподавателей, мощной базе партнеров, опыте применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, устойчивом имидже института.

Именно вузу с его ресурсами и нацеленностью на необходимость обеспечения непрерывного, непрекращающегося пополнения и обновления знаний квалифицированных кадров экономики под силу создать систему эффективного ДПО.

В настоящее время активными игроками образовательного рынка становятся корпоративные университеты, но уже наблюдается тренд на слияние бизнес-школ, консалтинга и тренинговых компаний с технологическими вузами, разработка совместных образовательных программ.

Соответствуют ли вузовские программы ДПО решению современных бизнес-задач?

Современное образование в России готовит специалистов широкой сферы, но является узкоспециализированным. Не секрет, что вчерашние студенты приходят на работу без нужных знаний и навыков.

Проблему нехватки компетенций у сотрудников организации решают несколькими путями. Многие компании сотрудничают с вузами уже на стадии подготовки специалистов, участвуют в разработке образовательных программ, приглашают студентов на практику, организуют стажировки.

Так, в составе структуры подразделений НОУ ВО МосТех по работе со студентами успешно действует Центр развития карьеры. Одним из основных направлений его деятельности является взаимодействие и сотрудничество с учреждениями, предприятиями и корпорациями, выступающими в качестве работодателей на рынке труда: организация и проведение совместных мероприятий, практик, помощь в подборе сотрудников из числа студентов и выпускников института (глубокий алгоритм подбора соискателей по индивидуальным параметрам).

При необходимости недостающие компетенции студент может получить на программах ДПО параллельно с высшим образованием. В течение от одного года до трех лет меняется представление о профессиональных компетенциях, которые востребованы рынком.

И вузы на это реагируют быстро. Часть преподавателей, реализующих программы высшего образования, тьюторы программ дополнительного профессионального образования в МТИ являются руководителями или высококвалифицированными специалистами организаций, занимаются консалтинговой деятельностью в реальных сферах бизнеса.

Вузы, и МТИ в частности, поддерживают тесную связь со своими выпускниками, проводят анкетирование на предмет востребованности приобретенных компетенций, необходимости приобретения новых знаний.

Это позволяет внедрять и использовать в программах новые методы для решения бизнес-задач, готовить программы, востребованные бизнесом: «Бюджетирование и управленческая отчетность с помощью BI (Business Intelligence)», «Фасилитация в командной работе: повышение эффективности рабочих сессий и совещаний», «Дизайн-мышление для разработки нового продукта».

Вузовские программы ДПО отвечают требованиям бизнеса и в совершенствовании управленческих компетенций в различных отраслях, и в повышении квалификации или приобретении новых компетенций в традиционных сферах профессиональной деятельности.

Разрабатываются программы, отвечающие новым запросам времени, такие как: «Agile / SCRUM: гибкие методы управления проектами», «Digital-стратегии развития бизнеса», «Блокчейн-технология в бизнесе», «Нейромаркетинг и латеральный маркетинг в онлайн-среде».

Прошли те времена, когда система дополнительного образования предлагала устаревшие, далекие от современных требований программы. В настоящее время система ДПО зачастую является с одной стороны локомотивом, эффективным инструментом мониторинга качества предыдущей подготовки специалистов, реализующих свои компетенции в промышленности, бизнесе, с другой стороны — позволяет наиболее качественно развивать основные образовательные программы и технологии для последующей подготовки специалистов. Очевидным является неразрывная связь качества основного и дополнительного профессионального образования.

Ответ на вопрос, насколько вузовские программы соответствуют полностью решению современных бизнес-задач зависит от того, насколько эффективно вуз смог настроить каналы связи с бизнес-сообществом. Именно налаженные связи позволят разрабатывать новые образовательные программы, соответствующие запросам рынка труда. Все возможности для этого у вуза есть.

Какие преимущества и недостатки вы отмечаете в образовательных онлайн-курсах частных образовательных проектов?

Тренд на дистанционный формат и на минимизацию очных форм обучения послужил основой для развития площадок онлайн-образования. Онлайн-курсы служат для получения углубленных знаний в интересующей области, будь то социология, программирование или менеджмент. Они позволяют получать дополнительное профессиональное образование при нехватке временных или финансовых ресурсов и ликвидировать пробелы в своем образовании.

Онлайн-курсы можно разделить на несколько групп и в зависимости от поставленной цели выбрать интересующую компанию, реализующую тот или иной курс:

  • Академические управленческие курсы (курсы по менеджменту, управлению проектами и иным управленческим дисциплинам от передовых российских вузов реализуются такими компаниями, как «Универсариум», «Лекториум», «Национальная платформа открытого образования». Такие курсы представлены в основном лекциями и семинарами и очень схожи с традиционными занятиями в вузе: базируются на теории, подразумевают прочтение указанного списка литературы, включают задания наподобие эссе для проверки преподавателем.
  • Профессиональные курсы (либо отдельные курсы, либо цикл курсов) для освоения новой профессии; источники контента могут быть разными. Представляют собой специализированные платформы, ориентированные на практиков и профессионалов, которым необходимо получить знания в области бизнеса и менеджмента, финансов и экономики. Курсы ведут как преподаватели бизнес-школ или университетов, так и известные практики отрасли. Многие порталы ориентированы на дистанционное корпоративное обучение Eduson, «Нетология», «Интуит», Stepik.
  • Дополнительные курсы по управлению. Курсы чаще всего проводятся практиками отрасли, а не профессорами университетов, поэтому имеют чисто прикладной характер; иногда обучают лишь узким практическим навыкам. Это курсы академии Яндекса, Zillion, «Деловая среда».

Отвечая на вопрос о предпочтениях, выберу вузовское ДПО. Основную часть рынка онлайн-образования занимают частные компании. Однако потенциал нового формата обучения оценило и государство, создав Национальную платформу «Открытое образование».

Я бы не делила онлайн-курсы на частные или нет. Есть качественный курс, востребованный потребителями или нет. Рынок расставит все по своим местам.

Источник: HR по-русски