Внедрение концепции комплексного управления ремонтами Total Productive Maintenance (TPM). Эффективное управление техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР) на базе RCM-стратегии
Данную программу можно организовать только в корпоративном или индивидуальном формате. Для консультации заполните форму внизу страницы.
В процессе семинара, построенного на опыте отечественных и западных компаний, вы познакомитесь с передовыми концепциями всеобщего обслуживания оборудования Total Productive Maintenance (TPM), с RCM (Reliability-сentered Maintenance) — стратегией технического обслуживания, ориентированной на надежность.
Рассмотрите решения, направленные на повышение эффективности эксплуатации и организации технического обслуживания и ремонтов (ТОиР) оборудования, на оптимизацию затрат в процессах эксплуатации и ремонта, а также на повышение эффективности труда ремонтного и эксплуатационного персонала.
На семинаре будет рассмотрено много практических методик, инициатив, решений, которые вы можете использовать как в условиях кризисных ожиданий, так и на растущем рынке.
В результате обучения вы:
- будете знать возможности и эффективность системы TPM
- познакомитесь с организацией постоянного совершенствования улучшений производственных процессов
- разработаете план проекта по развертыванию самостоятельного обслуживания оборудования
- сможете применять комплексные стратегии обслуживания
- научитесь управлять рисками при работе с подрядчиками
- изучите принципы построения системы организации и рационализации рабочих мест 5S
- рассмотрите способы мотивации и вовлеченности персонала в процесс непрерывных улучшений
Программа
День 1
Система всеобщего обслуживания оборудования (Всеобщая эксплуатационная система) — ТРМ
- Цели, задачи, принципы системы TPM
- Возможности и эффективность системы TPM
- Направления развертывания TPM:
- 1-е направление. Организация отдельных улучшений в целях повышения качества обслуживания оборудования
- 2-е направление. Развертывание самостоятельного обслуживания оборудования
- 3-е направление. Эффективное совмещение различных стратегий обслуживания оборудования
- 4-е направление. Повышение квалификации эксплуатационного и ремонтного персонала
- 5-е направление. Создание системы управления разработкой и внедрением нового оборудования
- 6-е направление. Развитие системы обслуживания, которая направлена на поддержание качества продукции, снижение брака
- 7-8-е направление. Формирование системы обслуживания, поддерживающей благоприятную окружающую среду и безопасные условия труда
Практикум «Экспресс-диагностика эффективности элементов TPM, реализованных на предприятии заказчика»
Виды потерь, снижающих эффективность производственной системы
- Классификация потерь ассоциации Japan Institute of Plant Maintenance
- Потери времени функционирования оборудования
- Потери рабочего времени
- Потери энергии, сырья, материалов и времени из-за ремонта инвентаря
- Классификация потерь Toyota Production
- Потери из-за перепроизводства
- Потери времени из-за ожидания
- Потери при ненужной транспортировке
- Потери из-за лишних этапов обработки
- Потери из-за лишних запасов
- Потери из-за ненужных перемещений
- Потери из-за выпуска дефектной продукции
- Нереализованный творческий потенциал персонала
Практикум «Оценка существующих потерь в подразделениях заказчика. Возможности подразделений по снижению потерь»
Использование системы TPM в целях минимизации потерь и эффективного использования оборудования
1-е направление TPM. Организация отдельных улучшений в целях повышения качества обслуживания оборудования
- Система постоянных улучшений «Кайдзен». Ключевые принципы кайдзен
- Организация постоянного совершенствования, улучшений производственных процессов
- Управление проектами улучшений при помощи рабочих групп, команд функционального совершенства, межфункциональных команд
- Cтруктурированный подход DMAIC. Практическая организация и реализация улучшений процессов:
- Определение проблемы
- Определение процесса и контролируемых показателей (метрик) процесса
- Измерение метрик. Выбор статистических и не статистических инструментов оценки
- Определение, согласование и внедрение решения улучшающего метрики процесса
- Мониторинг и контроль внесенных изменений
Практикум «Примеры внедрения улучшений на базе сбора статистики простоев, диаграммы Исикавы, алгоритма поиска коренных причин»
2-е направление. Развертывание самостоятельного обслуживания оборудования
- Этапы и содержание работ по самостоятельному обслуживанию оборудования (СОО)
- Стандартизация операций СОО
- Функции операторов выполняющих работы СОО
- Аварийные ситуации, опасное поведение. Принцип снижения травматизма Хайнриха
- Обеспечение безопасности при СОО
- Работа по прогнозированию опасности
Практикум «Разработка плана проекта по развертыванию самостоятельного обслуживания оборудования»
3-е направление. Эффективное совмещение различных стратегий технического обслуживания и ремонтов (ТОиР)
- Классификация стратегий и методов организации ТОиР
- Организация планово-предупредительных ремонтов (вне зависимости от состояния оборудования)
- Ремонты по отказам (аварийные ремонты). Программы снижения аварийности
- Ремонты по диагностике (фактическому состоянию). Эффективность работы диагностических подразделений
- Категорирование оборудования. Применение комплексных стратегий обслуживания
- Ремонты, ориентированные на надежность (RCM)
- Бюджетирование ремонтной программы
- Что должно быть на складах для своевременного и качественного проведения ТОиР?
- Когда покупать новое оборудование? Как посчитать и доказать необходимость замены?
Практикумы:
- Разработка комплексной стратегии организации ТОиР
- Примеры реализации стратегий ремонтов на базе Enterprise Asset Management (EAM) — систем. Организация программ оптимизации затрат на базе EAM-систем
День 2
4-е направление. Повышение квалификации эксплуатационного и ремонтного персонала
- Виды обучения эксплуатационного и ремонтного персонала
- Модель обучения Киркпатрика
- Внутренний бенчмаркинг Ковалева
- Виды наставничества
- Примеры передачи опыта на зарубежных и российских предприятиях
Практикум «Разработка процесса наставничества при помощи технологии SIPOC»
5-е направление. Создание системы управления разработкой и внедрением нового оборудования
- Управление эксплуатацией и обслуживанием оборудования на протяжении всего жизненного цикла
- Требования к поставщику оборудования:
- На стадии подготовки контракта
- На стадии поставки
- Планирование ТОиР поставляемого оборудования
- Использование системы управления рисками на этапе проектирования оборудования
- Анализ рисков и динамики эксплуатационных затрат на протяжении всего жизненного цикла
- Управление рисками при работе с подрядчиками
Практикум «Разработка реестра рисков для выборочных подразделений заказчика»
6-е направление. Развитие системы обслуживания, которая направлена на поддержание качества продукции, снижение брака
- Система анализа общей эффективности работы оборудования. Overall Equipment Effectiveness (OEE)
- Организация сбора статистика брака. Программы снижения брака
- Система стоп-карт (ярлыки, теги). Примеры реализации на российских и зарубежных предприятиях
- Доски решения проблем. Достоинства и недостатки. Примеры использования электронных досок российскими и зарубежными предприятиями
- Инструмент определения неэффективности процесса — ГЕМБА
- Стандартные операционные процедуры (СОП)
- Цели, задачи, компоненты СОП
- Анализ примеров СОП, применяемых зарубежными и отечественными компаниями
Практикумы:
- Разработка формата стандартной операционной процедуры для компании слушателей
- Разработка плана проекта по внедрению СОП на предприятии
7-8-е направление. Формирование системы обслуживания, поддерживающей благоприятную окружающую среду и безопасные условия труда
Система организации и рационализации рабочих мест 5S на производстве и в офисе
- Принципы построения системы организации и рационализации рабочих мест 5S
- Инструменты визуализации, идентификации 5S
- Эффект от внедрения системы 5S
- Этапы внедрения системы 5S
- Анализ проектов по организации и рационализации рабочих мест 5S, реализованных на российских и западных предприятиях
Практикум «Организация проекта по рационализации рабочих мест 5S»
Метод предотвращения ошибок Покэ-Ека (Poka-Yoka)
- Принципы, область применения метода бездефектного производства Poka-Yoka
- Мониторинг потенциальных источников ошибок
- Организация работы в командах
- Минимизация коренных причин проблем. Метод пяти «Почему?»
- Метод анализа причинно-следственных связей. Диаграмма Исикавы
- Особенности применения проактивного и реактивного методов предотвращения ошибок
- Метод анализ видов и последствий отказов — Failure Modeand Effects Analysis (FMEA)
Практикум «Рассмотрение практических примеров применения метода пяти „Почему?“ и диаграммы Исикавы»
Бюджет на обслуживание и ремонт
- Основные принципы бюджетирования ТОиР
- Объектное планирование ремонтного фонда. Как планируются бюджеты материально-технического снабжения в целях выполнения всех видов ремонтов? Опыт управления складскими запасами зарубежных и российских предприятий
- Технико-экономическое планирование мероприятий ТОиР
- Управление бюджетом, программы сокращения затрат
Практикумы:
- Проект внедрения бюджетирования ТОиР. Разработка бюджета на обслуживание и ремонт основных фондов своей компании, план-факт анализ
- Внедрение проекта «Минимизация складских запасов». План мероприятий по снижению неликвидных запасов
Оплата труда персонала подразделений ТОиР
- Оплата труда и стимулирование руководителей подразделений на базе KPI (ключевых показателей эффективности)
- Оплата труда и стимулирование инженерно-технического персонала
- Оплата труда и стимулирование рабочих
Практикум «Разработка мотивационных схем подразделений службы ТОиР на базе KPI»
Повышение вовлеченности персонала в процесс внедрения решений TPM
- Методы преодоления сопротивления персонала изменениям
- Мотивация персонала на базе KPI, проектного подхода
- Мотивация и вовлечение персонала в процесс непрерывных улучшений
- Примеры организации кайдзен, системы улучшений, рационализаторской работы на российских и зарубежных предприятиях
Практикумы:
- Разработка системы мотивации для персонала, участвующего в проектах по внедрению решений TPM
- Разработка обобщенного плана внедрения системы и инструментов TPM на предприятии Заказчика