Программа обучения
Очный формат
Продолжительность: 4 дня
Тренеры: Кокарева Ольга Петровна, Плотницкая Лариса Ивановна
Расписание: с 10:00 до 17:30
Программа семинара
День 1
Экономика предприятия и сфера деятельности главного экономиста
- Основные стадии экономической деятельности предприятия
- Управление предприятием — цели, задачи, функции и методы. Цикл управления
- Структура экономического подразделения
- Управление ресурсами предприятия
- Основные принципы планирования
- Главные факторы, влияющие на эффективность деятельности бизнеса
- Роль и функции главного экономиста в процессе достижения целей бизнеса
Эффективная контроллинговая система
- Контроллинг как конечная стадия развития системы управления экономической деятельностью компании, понятие и преимущества в современных условиях
- Как грамотно организовать учет, планирование и контроль на предприятии
- Этапы формирования в компании эффективной контроллинговой системы
- Система сбалансированных показателей. Происхождение, содержание, построение, формализация
- Внедрение контроллинга
День 2
Эффективная система управленческого учета
- Управленческий учет в системе управления финансами на предприятии
- Цели и задачи управленческого учета
- Отличие от бухгалтерского и производственного учета
- Недостатки систем классического управленческого учета
- Оценка горизонтов планирования
- Методы принятия решения с помощью управленческого учета
- Этапы внедрения управленческого учета и подготовительные мероприятия
- Метод «большого взрыва»
- Термины управленческого учета
- Классификаторы
- Классификация затрат
- Прямые и косвенные издержки
- Переменные и постоянные издержки
- Релевантные и нерелевантные издержки
- Распределение затрат
- Двухэтапный процесс распределения затрат
- Ставки накладных расходов
- Калькуляция себестоимости по переменным издержкам
- Калькуляция себестоимости с полным распределением затрат
- Анализ — затраты — выход продукции — прибыль
- Точка безубыточности
- Оценка рентабельности и эффективности предприятия
Практикум: «Классификация затрат и калькуляция себестоимости»
День 3
Современные системы бюджетирования
- Цели бюджетирования и его составляющие
- Почему бюджетирование бывает неэффективным. Причины и методы устранения недостатков
- С чего начинается построение системы бюджетирования
- Увязка стратегических целей и бюджетирования
- Разработка финансовой стратегии
- Концепция бюджетирования
- Необходимый набор отчетов
- Архитектура системы бюджетирования
- 4 стадии бюджетирования
Проект «бюджетирование»
- Проектный подход к постановке бюджетирования
- Результаты внедренного проекта по постановке бюджетирования: регламенты, финансовая модель, бюджетный комитет
- Роль бюджетного комитета
Практикум: «Пример генеральной схемы реализации проекта по постановке бюджетирования»
День 4
Организация работы и технология постановки управленческого учета
- Способы постановки управленческого учета. Достоинства и недостатки
- Создание технического задания для автоматизации
- Внедрение систем управленческого учета
- Принципы успешной автоматизации
- Обзор рынка систем
- Расчет стоимости внедрения
Создание успешного планово-экономического отдела
- Мотивация сотрудников экономических подразделений. Способы и подходы
- Потребности сотрудников и персональные мотиваторы
- Не монетарные способы мотивации
- Критерии оценки эффективности работы
- Развитие персонала ПЭО
- Взаимоотношения руководителя ПЭО с «внутренним клиентом»
Практикум: упражнение «Разработка технико-экономических нормативов трудовых затрат для бухгалтера по управленческому учету»
Дистанционнный формат
Состав продукта дистанционного обучения: видеокурсы, электронные учебники, рабочие тетради, массив тестов.
Преподаватели: Смирнова Наталья Юрьевна, Станиславчик Елена Николаевна, Хлевная Елена Анатольевна, Шестакова Екатерина Владимировна, Кормщикова Наталья Викторовна.
Программа:
Курс «Практические инструменты повышения эффективности бизнес-процессов»
- Базовые понятия и принципы процессного управления
- Классификации бизнес-процессов, подходы к выделению ключевых / приоритетных / стратегически значимых процессов
- Когда можно выводить отдельные процессы на аутсорсинг
- Инструменты описания бизнес-процессов и сбора информации о процессе
- Расчет индекса проблемности процессов
- Бенчмаркинг процессов
- Основные препятствия к изменению бизнес-процессов
- Анализ степени взаимодействия процессов при выборе процессов для последующей оптимизации
- Показатели эффективности процесса (KPI), критерии их выбора
- Процессные регламенты
- Оценка / проектирование стоимости бизнес-процесса
- Этапы построения процессной системы управления
Преподаватель Смирнова Наталья Юрьевна
Бизнес-тренер, консультант в области организационного управления.
Автор более 10 статей в газетах и журналах: «Учет. Налоги. Право.», «Консультант», «Элитный персонал», «Консультант директора», «ПБОЮЛ», «Юридический справочник руководителя». Автор одного из решений кейса E-xecutive и журнала «Секрет фирмы», опубликованного в январском номере журнала.
Финалист Procter&Gamble Case competition 2006 совместно с Instituto de Empresa.
Курс «Финансовое планирование и прогнозирование»
Целевые параметры планирования
- Планирование как функция менеджмента
- Задачи и принципы планирования
- Виды планов
- Содержание финансового планирования
- Финансовое планирование как часть общего процесса планирования
- Внешние и внутренние факторы планирования
- Виды финансового планирования
- Стратегические параметры финансового планирования
- Правила финансирования
- Аналитические коэффициенты. Венчурное финансирование
- Финансовое равновесие и его составляющие
- Финансовая устойчивость
- Ликвидность
- Платежеспособность
- Целевые параметры текущего планирования
- Условия финансирования и проблема недостатка капитала
- Финансовый цикл
Процесс планирования
- Планирование финансов
- План денежных потоков
- Схема формирования денежных потоков
- Инвестиции: определения, классификация
- Основной и оборотный капитал
- Оценка оборотного капитала
- Укрупненный метод расчета оборотного капитала
- Пример расчета оборотного капитала
- Понятие финансирования
- Источники финансирования
- Принципы финансирования
- Таблица денежных потоков
- Краткосрочные источники финансирования
- Использование баланса предприятия в целях оценки финансовых решений
- План прибыли
- Планирование выручки
- Узловые моменты финансового планирования
- Взаимосвязь финансовых планов
- Характеристики финансового плана
- Краткосрочное планирование: кассовый план
Платежный календарь
- Принципы, правила, последовательность формирования
- Основные этапы разработки системы платежного календаря
- Формирование плановых данных
- Платежный календарь как инструмент бюджетирования
Управление денежными потоками
- Сущность денежного потока
- Управление денежными потоками
- Сущность синхронизации денежных потоков
- Оптимизация денежных потоков предприятия
- Определение оптимального уровня денежных средств
- Планирование денежных потоков
- Прогнозирование денежных потоков
Преподаватель Станиславчик Елена Николаевна
Кандидат экономических наук, доцент.
Преподает в Высшей школе экономики, в Академии делового администрирования, а также в системе подготовки антикризисных управляющих и профессиональных бухгалтеров по программам МВА. В настоящее время — начальник отдела отбора и экспертизы инвестиционных проектов Управления проектного финансирования Интрастбанка.
Имеет консалтинговую практику (оценка инвестиционных проектов, анализ финансового состояния предприятий, постановка системы риск-менеджмента в компании). Автор многочисленных статей.
Курс «Бюджетирование и контроль затрат»
Бюджетирование в системе управленческого учета
- Бюджетирование в жизни современной компании
- Понятия бюджета и бюджетирования
- Различные ипостаси бюджетирования
Назначение, цели, задачи, объект и основные функции бюджетирования
- Назначение и цели бюджетирования
- Задачи и функции бюджетирования
Финансовая структура предприятия
- Управление по центрам ответственности
- Типы центров ответственности
- Эффективность финансовой структуры: факторы влияния
- Подходы к формированию финансовой структуры предприятия
Перечень бюджетов, схемы бюджетных процессов
- Классификация бюджетов компании
- Операционные и финансовые бюджеты
- Бюджет доходов и расходов (БДР)
- Бюджет движения денежных средств (БДДС)
- Бюджет по балансовому листу (ББЛ)
- Операционные бюджеты
- Перечень бюджетов, схемы бюджетных процессов. Операционные бюджеты: функциональные бюджеты
- Инвестиционные бюджеты и бюджеты ЦФО
- Бюджетный процесс
- Типовой алгоритм составления основного бюджета
Соответствие счетов управленческого учета статьям бюджетов
- Способы формирования управленческого плана счетов
- Способы формирования аналитики управленческого плана счетов
Анализ исполнения бюджетов
- Анализ исполнения бюджетов
- Структурный анализ в бюджетировании
- Вертикальный и горизонтальный структурный анализ
- Факторный анализ в бюджетировании
- Анализ относительной экономии или перерасхода
- Коэффициентный анализ, анализ возврата на инвестиции, анализ безубыточности
Бюджетный регламент
- Бюджетный регламент
- Сроки и порядок разработки бюджетов
Подходы к автоматизации бюджетирования
- Два подхода к автоматизации бюджетирования
- Сравнительный анализ подходов к автоматизации бюджетирования
- Модели планирования и учета
- Автоматизация получения фактической информации (модели учета)
- Автоматизация планирования (модели планирования)
Типичные проблемы бюджетирования
- Классификация типовых проблем бюджетирования
- Проблемы, связанные с организацией системы бюджетирования
- Проблема реализуемости бюджетов. Проблема комплексности бюджетов
- Проблема несоответствия учетных процедур и регистров оперативного и бухгалтерского учета
Преподаватель Хлевная Елена Анатольевна
Бизнес-тренер в области построения систем бюджетирования, управленческого учета и контроллинга на предприятиях.
Стаж работы в финансово-экономической сфере, в том числе на руководящих позициях, более 15 лет. Опыт создания и руководства собственным бизнесом. Автор и преподаватель курса «бюджетирование и контроль затрат», входящего в программу МВА, действительный член Института профессиональных бухгалтеров.
Выполнял научно-практические работы по заказу московского офиса Всемирного Банка и Минфина России. Выполнял консалтинговые работы по заказу региональных органов власти, консалтинговых компаний. С 1999 года, ежегодно проводит исследование финансов субъектов Федерации.
Курс «Управленческий учет и принятие решений»
Управленческий анализ
- Методы управленческого анализа
- Определение конкурентных преимуществ предприятия
- Структура управленческого анализа
- Место управленческого анализа в разработке стратегии компании
- Исправление ошибок и рекомендации по ведению управленческого анализа
Отслеживание затрат
- Классификация затрат в системе управленческого учета
- Нормирование и планирование затрат
- Система затрат и бюджеты в управленческом учете
- Трансфертное ценообразование
- Учет отдельных категорий затрат
Анализ безубыточности производства
- Понятие безубыточности и рентабельности производства
- Расчет точки безубыточности
- Анализ точки безубыточности
- Рентабельность
- Анализ иных экономических показателей в управленческом учете
Планирование ассортимента продукции
- Процесс планирования ассортимента
- Анализ ассортимента продукции
- Обоснование ассортимента
- Ассортиментная политика
- Совершенствование планирования ассортимента
Принятие решений по ценообразованию
- Принципы и факторы ценообразования
- Стратегии установления цен
- Ценообразование при наличии переменных издержек
- Ограничения в ценообразовании
- Издержки будущих периодов
Понятие нормативных затрат и система «стандарт-кост»
- Понятие нормативных затрат
- Использование нормативов в калькулировании себестоимости
- Стандарт-кост
- Запись отклонений в учетных регистрах
Теоретические основы «директ-костинг»
- Система «директ-костинг» как элемент управленческого учета
- Роль и значение затрат в системе «директ-костинг»
- Калькулирование себестоимости в системе «директ-костинг»
- Ценовая политика
- Преимущества и недостатки системы «директ-костинг»
Преподаватель Шестакова Екатерина Владимировна
Кандидат юридических наук, эксперт-практик в области налогообложения, налогового планирования, международных контрактов.
Курс «Management skills»
Management skills: технологии оперативного управления
- «Инструментальный ящик» эффективного руководителя:методики управления подчиненными — как их правильно совмещать и как избежать типичных ошибок
- Что мешает эффективно управлять подчиненными:
типичные проблемы оперативного управления — почему они возникают и к каким последствиям приводят
- Интерактивная практическая работа:
диагностика своих ошибок в оперативном управлении и планирование действий по их исправлению
- Роль корпоративных регламентов в оперативном управлении:общие задачи, условия правильного использования и типичные ошибки руководителей
- Виды, иерархия и целесообразность
Деятельность менеджера: функции, роли, компетенции
- Понятие эффективности
- Пять элементов повышения эффективности труда руководителей
- Понятия «эффективность» и «продуктивность»
- Пирамида менеджерских навыков
- Цикл Э. Деминга
- Планирование и целеполагание
- Организация как функция менеджера
- Мотивация
- Контроль
- Сущность ролевых функций менеджера
- Роли менеджера по Г. Минцбергу
- Менеджер в XXI веке: новые роли
- Понятие менеджерских компетенций
- Самоконтроль, уверенность в себе и гибкость как компетенции личной эффективности
- Делегирование как базовая компетенция менеджера
- Модели компетенций менеджера
Преподаватель Кормщикова Наталья Викторовна
Руководитель учебного центра консалтинговой компании, бизнес-тренер.
С 2000 года — сотрудничество с Британской консалтинговой компанией. За это время реализовано более 20-ти консалтинговых проектов по темам:
разработка и реализация корпоративных программ обучения и развития управленческого и торгового персонала; оценка инвестиционной привлекательности предприятий; реструктуризация компаний, разработка системы вознаграждения персонала; разработка структуры, положения и должностных инструкций финансового департамента группы компаний; разработка системы управленческого учета, оценка потенциальных кандидатов на должность директора маркета.