Программа обучения
День 1
Введение
· Современные бизнес-модели предприятия (компании)
· Нормирование инструмент эффективного использования активов
· Что можно и нужно нормировать на предприятии? Время выполнения работ (трудоемкость работ), складские запасы, расход ГСМ, электроэнергии, канцелярских товаров, дебиторскую, кредиторскую задолженность
· Цели, задачи, объекты нормирования (затраты, процессы, потери)
Нормирование статей затрат. Примеры оптимизации статей затрат
· Принципы нормирования
· Использование статистических и экспертных методов нормирования
· Методология DIMAC: define (определение), measure (измерение) analyze (анализ), improve (совершенствование) и control (контроль)
· Примеры инициатив направленных на оптимизацию затрат с использованием инструментов нормирования
· Оптимизация затрат и минимизация потерь – в чем разница? Как организовать эти программы на предприятии?
Практикумы:
· Кейс «Примеры минимизации потерь. Классификаторы потерь»
· Кейс «Нормирование трудоемкости работ подрядчиков и собственными силами. Анализ плановой и фактической трудоемкости работ»
· Кейс «Технология оптимизации складских запасов. Подход расчета страховых запасов»
· Кейс «EAM – технология оптимизации складских запасов для ремонтной программы. Расчёт запасов, необходимых для устранения аварийных ремонтов и проведения планово-предупредительных ремонтов»
· Кейс «Технологию нормирования ГСМ для автотранспорта»
· Кейс «Подход нормирования и оптимизации запасов канцелярских товаров для своих подразделений»
Нормирование и оптимизация процессов
· Использование процессного управления в целях нормирования и стандартизации процессов, процедур
· Практическое применение различных нотаций для моделирования процессов
Практикумы:
· Кейс «Различные нотации для описания процессов»
· Кейс «Six Sigma для оптимизации процессов своих подразделений»
· Кейс «SIPOC в целях оптимизации процессов и процедур»
День 2
Нормирования труда на предприятии
· Цели, задачи, объекты нормирования труда
· Обоснование необходимой величины затрат рабочего времени на единицу продукции в конкретных условиях
· Организация систематический анализ выполнения норм труда для вскрытия производственных резервов
· Постоянное улучшение производственного опыта, норм затрат труда
Практикум «Примеры применения СОП – стандартных операционных процедур в целях пересмотра норм затрат труда. Порядок разработки СОП»
· Постоянный анализ норм труда для вскрытия резервов производства
· Принципы организация системы нормирования труда
· Классификация норм затрат труда и результатов труда:
o По содержанию
o По периоду действия
o По числу исполнителей
o По методу установления
Практикум «Пример нормирования и оптимизации норм по методу Ковалева»
· Система методов нормирования труда
· Аналитические методы (аналитически-исследовательские методы, аналитически – расчетные)
Практикум «Применение фотографии рабочего в целях нормирования операции
Практикум «Применение хронометража в целях пересмотра норм и определения временных резервов»
· Опытно-статистические методы. Применение нормативов для определения затрат времени на операцию, на отдельные ее элементы
· Требований к качеству норм труда (нормальность, напряженность)
· Характеристики качества норм на предприятиях:
o Удельный вес технически обоснованных норм
o Средний уровень выполнения норм (коэффициент напряженности норм)
o Распределение рабочих по уровню выполнения норм
Организация нормирования труда на предприятии
· Этапы и содержание работ по организации нормирования труда на предприятии:
o Анализ процесса производства и выделение отдельных этапов его реализации
o Определение целевых режимов труда и отдыха на каждом этапе производственного процесса
o Разработка норм труда для основных производственных операций
· Внедрение и последующий регулярный анализ выполнения, корректировка норм труда
· Установление, замена и пересмотр норм труда:
o Условия пересмотра действующих норм труда
o Правила введения новых норм труда
o Очередность работ при установлении технически обоснованной нормы
o Обеспечение работодателем условий. Виды KPI для выполнения работниками норм труда
Экономический эффект от организации нормирования труда на предприятии
· Оптимизации численности персонала
Практикум «Рассмотрение различных подходов и примеров оптимизации численности персонала»
· Повышения производительности труда
· Устранения простоев и не эффективных трудовых операций
· Организации точного учёта и контроля работы персонала
День 3
Мотивация персонала
· Создания современных систем мотивации, ориентированных на результат
· Программы удержания персонала
· Применение нормирования в мотивации персонала
· Функциональные, процессные, проектные KPI – какие лучше?
Принципы разработки системы мотивации на базе KPI
· За что платить постоянную и переменную часть заработной платы
· От чего зависит соотношение постоянной и переменной части заработной платы
· Разработка политики формирования переменной части заработной платы
· Каким образом организовать постановку целей, задач, разработку личных и групповых показателей эффективности. Кто должен этим заниматься?
· Категорирования персонала – установление единых правил стимулирования для подразделений и отдельных сотрудников
· Характеристика KPI. Целевые уровни, веса KPI. Рекомендуемое количество KPI для подразделений, групп сотрудников
· Планирование и контроль исполнения целевых показателей в финансовой, клиентской, процессной проекциях, в области развития персонала
· Опережающие и запаздывающие показатели
· Примеры использования KPI для повышения эффективности персонала различных подразделений с элементами нормирования
· Анализ достоинств и недостатков различных подходов разработки KPI
Практикумы:
· Кейс «Опросный подход разработки KPI. С помощью процедуры анкетирования проведут диагностику своих подразделений
· Кейс «Разбор на примере предложенного бизнес-процесса особенностей процессного подхода разработки KPI»
· Кейс «Анализ на примере предложенного подразделения) функционального подхода разработки KPI»
· Кейс «План внедрения системы KPI на своих предприятиях»
Подведение итогов семинара. Разработка проекта превышения операционной эффективности предприятия (компании) слушателей