Опубликовано: 
20 июля 2017
Лжец, лжец: как понять, что сотрудник вас обманывает

Лжец, лжец: как понять,
что сотрудник вас обманывает

Ложь на работе может быть как нелепым пустяком, так и настоящей угрозой для безопасности компании. Как понять, что ваш подчиненный искажает информацию? Как распознать потенциальных лжецов еще на этапе собеседования?

 

Константин Митрошин
Эксперт-профайлер, психодиагност, специалист в области развития мышления и снятия эмоционального выгорания, тренер Moscow Business School

На собеседованиях 90 % соискателей приукрашивают факты из своего резюме. И это абсолютно нормально: цель каждого кандидата — продать себя.

Однако в рабочей ситуации обман может повлечь серьезные последствия, а выяснять правду придется при помощи полиграфа, корпоративных расследований и юристов. Поэтому главная задача руководства — правильно спрофилировать персонал и отсекать неблагонадежных людей еще на этапе подбора.

Профилирование — поведенческий инструмент, предназначенный для составления психологического портрета. 

Изучив человека, мы можем понять о нем все: когда он врет, как, зачем, почему

Изучив человека, мы можем понять о нем все: когда он врет, как, зачем, почему.

Сейчас есть масса возможностей узнать собеседника еще до встречи с ним: через социальные сети, видеозаписи и фотографии. Понаблюдайте за ним и его базовой линией поведения — тем, как он ведет себя в расслабленном состоянии.

Когда человек врет, он боится быть раскрытым. А значит, испытывает стресс. Это ведет к изменению базовой линии поведения: меняются жесты, мимика, тело человека начинает выдавать волнение.

На что нужно обратить внимание,<br />чтобы понять, что вам врут

На что нужно обратить внимание, чтобы понять, что вам врут:

Жесты

  • Вербальные оговорки: человек произносит «нет», но головой показывает «да».
  • Собеседник вдруг начинает покусывать губы, хватать предметы, совершать лишние движения.
  • Когда человек говорит правду, он описывает эмпирический опыт и иллюстрирует рассказ жестами. Если он лжет, то не стоит ждать активной жестикуляции.

Хорошо изучите человека перед тем, как делать выводы. Возможно, в силу своего характера он мало жестикулирует или у него есть тревожное расстройство, выражающееся в определенных движениях. 

Мимика

  • Микровыражения. Собеседник может говорить, что ему что-то нравится, но мимикой выражать отвращение, к примеру, морщить нос.

Речь

  • Говорящий правду чувствует себя свободно в рассказе, он отвлекается на интересные подробности и описывает детали. Придуманные истории всегда получаются тоннельными: в них нет контекста и нюансов. Как бы собеседник ни подготовился — в его сюжете всегда останутся белые пятна.
Совокупность (и только совокупность!) вышеперечисленных признаков свидетельствует о том, что ваш собеседник испытывает стресс.

Совокупность (и только совокупность!) вышеперечисленных признаков свидетельствует о том, что ваш собеседник испытывает стресс.

Он может скрывать негативный опыт, а может действительно врать на определенные темы и бояться попасться. Как реагировать на это и нужно ли выяснять подробности, зависит от конкретной ситуации.

Помните, что не каждый стресс — это ложь. Человек может переживать из-за личных проблем или чувствовать дискомфорт в незнакомой обстановке. Иногда простой вопрос «У вас что-то случилось?» рассеивает все сомнения. 

В интернете вы найдете кучу псевдоинструментов распознавания лжи. Они не работают — лишь рождают множество мифов, пользуясь которыми, люди делают ошибочные выводы. Избежать этого позволит подробное изучение технологий профайлинга — одного из направлений семинаров Moscow Business School.