Практика внедрения процессного управления: описание, регламентация и оптимизация бизнес-процессов
Данную программу можно организовать только в корпоративном или индивидуальном формате. Для консультации заполните форму внизу страницы.
Перед всеми компаниями рано или поздно возникают вопросы, связанные с описанием процессов, процедур, по которым работает компания, а также с поиском путей их оптимизации. При этом возникает множество вопросов, связанных с тем, какие описывать процессы, какая цель описания процессов, в каких нотациях описывать процессы, до какого уровня, кто это все должен делать и что должно быть получено на выходе.
Семинар посвящен рассмотрению вопросов, связанных с внедрением процессного управления. Слушатели будут на практике применять различные инструменты описания (моделирование) процессов в различных нотациях. Особое внимание будет уделено практическому применению различных подходов оптимизации и реинжиниринга процессов.
В процессе семинара слушатели будут защищать модели своих процессов, а также предложения по их оптимизации.
В итоге семинара будет разработан план внедрения процессного управления в организации заказчика.
В результате обучения вы:
- познакомитесь с задачами, зонами ответственности, функционалом руководителя проекта по описанию и оптимизации бизнес-процессов
- рассмотрите основные инструменты процессного управления
- рассмотрите различные подходы моделирования (описания), регламентации, оптимизации, стандартизации процессов и на практике опробуете эти инструменты
- рассмотрите различные проекты по описанию, оптимизации бизнес-процессов и организационной структуры, системы коммуникаций, а также системы KPI
- научитесь организовывать и руководить проектами по описанию и оптимизации бизнес-процессов, преодолевать сопротивление персонала проводимым изменениям
- каждый слушатель опишет процессы верхнего уровня для своего подразделения, защитит их перед участниками семинара и предложит подходы к оптимизации своих процессов
Программа
День 1
Процессный подход к управлению компанией
- Управление эффективностью компании. Компоненты системы Business Performance Management (BPM)
- Достоинства и недостатки процессного и функционального подхода управления компанией
- Требования международных стандартов серии ISO 9000:2015 по организации процессного управления
- Виды, уровни процессов в компании
- Уровни зрелости процессов. Вовлеченность организации в процесс оптимизации процессов
- Анализ направлений оптимизации, ускоряющих проектов в зоне ответственности консультанта по бизнес-процессам
- Генераторы увеличения стоимости компании
- Цели, задачи, зоны ответственности руководителя проекта по описанию и оптимизации бизнес-процессам
Практикумы:
- Анализ процессных моделей зарубежных и российских компаний
- Разработка задач и системы KPI руководителя проекта по описанию и оптимизации бизнес-процессов
Инструменты управления руководителя проекта по описанию и оптимизации бизнес-процессов
Диагностика системы управления, процессной структуры компании
- Анализ причин снижения эффективности системы управления компании, процессной структуры компании
- Анализ направлений диагностики системы управления компании, процессной структуры. Какие процессы описывать и оптимизировать в первую очередь?
- Инициативы в зоне ответственности руководителя проекта по описанию и оптимизации бизнес-процессов, направленные на повышение эффективности системы управления, процессной структуры компании
Практикум «Разработка плана развития процессной структуры с помощью технологии BSC для своей компании»
Принципы управления бизнес-процессами
- Подход управления бизнес-процессами с использованием цикла Деминга
- Описание (моделирование) процессов, регламентация и аудит бизнес-процессов, улучшение (оптимизация) бизнес-процессов
- Бизнес-модель процессно-ориентированной компании
- План проекта внедрения процессного управления в компании: цели проекта, структура управления, роли и ответственность, состав работ, риски проекта, график проекта
Описание (моделирование) бизнес-процессов
- Цели описания (моделирования) бизнес-процессов
- Определение уровней и стандартов описания бизнес-процессов
- Описание процессов «обратным ходом» и «прямым ходом»
- Нотации (языки) описания бизнес-процессов. Анализ применимости рассмотренных нотаций на практике
- Диаграмма SIPOC. Практические примеры
- Соглашение о моделировании
- Кто должен моделировать процессы
Практикумы:
- Моделирование различных процессов компаний слушателей в различных нотациях (SIPOC, EPC, IDEF...). Моделирование организуется в программной среде VISIO. Процессы для моделирования оговариваются заранее с заказчиком. Слушатели приходят на семинар с документами, в которых отражены задачи и функционал, выполняемый этими подразделениями
- Анализ моделей процессов, подпроцессов, выполненных слушателями. Разбор выявленных ошибок
День 2
Регламентация деятельности компании
- Система регламентации: структурные регламенты, процессные регламенты
- Трудности и типовые ошибки регламентации
- Правила выбора бизнес-процессов для регламентации
- Структура регламента выполнения бизнес-процесса
- Стандартные операционные процедуры (СОП)
- Состав работ по регламентации бизнес-процесса
Практикум «Анализ регламента бизнес-процесса. Разработка показателей для связанных бизнес-процессов. Рассмотрение прав и ответственности владельцев бизнес-процессов»
Аудит бизнес-процессов
- Цели и задачи аудита бизнес-процессов компании
- Объекты и субъекты аудита бизнес-процессов
- Результаты аудита бизнес-процессов и их потребители (руководство, органы сертификации, руководители и т.п.)
- Типовые документы для проведения аудита
- Проблемы аудита бизнес-процессов компании
Практикум «Процедура проведения аудита выбранного бизнес-процесса организации, анализ типичных ошибок»
Оптимизация бизнес-процессов компании
- Классификация проблемности бизнес-процессов
- Задача оптимизации бизнес-процесса: показатели процессов
- Выбор критериев, по которым оптимизируются бизнес-процессы (критерии оптимизации)
- Направления оптимизации бизнес-процессов: улучшение, бенчмаркинг, реинжиниринг
- Оптимизация основных и обеспечивающих процессов. Подход компании Toyota к оптимизации бизнес-процессов, снижению потерь
- Оптимизация процессов верхних и нижних уровней
Практикум «Оптимизация выбранного процесса при помощи подхода SIPOC»
- Чем программы сокращения затрат отличается от минимизации потерь? Как организовать и вовлечь персонал в реализацию таких программ?
Практикумы:
- Кейс «Разработка проекта „Оптимизация бизнес-процессов“»
- Кейс «Разработка проектов „Снижение затрат“, „Бережливое производство в офисе“»
Управление эффективностью процессной системы
- Системный подход к решению задач управления эффективностью
- Использование системы сбалансированных показателей (Balance Scorecards) при планировании и контроле реализации стратегии развития
- Использование ключевых показателей эффективности (KPI) для оценки результативности и эффективности бизнес-процессов
- Принципы и подходы к разработке KPI
Практикум «Разработка показателей KPI для процессов и подразделений компаний участников»