Профессия «Руководитель отдела франчайзинга»: как им стать?
Если зайти на крупнейшие в России площадки для поиска работы, такие как hh.ru или работа.ру, можно увидеть, что наиболее высокие зарплаты предлагаются представителям двух категорий соискателей. Первая — это представители востребованных специальностей, владеющих навыками, основанными на современных технологиях. Например, программисты, рабочие на станках с программным управлением, врачи-хирурги, банкиры, главные бухгалтеры, менеджеры по логистике, маркетингу и так далее. Второе направление — топ-менеджеры компаний, например, руководители отделов продаж, маркетинга, логистики, директора подразделений. Все это люди, которые позволяют увеличивать доходы компаний за счет увеличения оборотов или уменьшения издержек.
Для того, чтобы компания работала эффективно и приносила прибыль, необходимы лидеры, директора, специалисты высокого уровня, способные создать эффективную систему управления компанией, в которой каждый специалист сможет выдавать максимальны КПД на час рабочего времени.
Однако эти топ-менеджеры и генеральные директора могут быть эффективными только в том случае, если они сами владеют базовыми специальностями в ключевых направлениях своих структур. Владея этими специальностями, топ-менеджер может наладить взаимодействие между специалистами разных подразделений, направив их к достижению общей цели. Согласитесь, что эффективно управлять предприятием по созданию военных самолетов не сможет человек без базового инженерного образования в области самолетостроения. Ключевое слово здесь — эффективно.
Специальность «Руководитель отдела франчайзинга» также представляет собой одну из топовых позиций в компании. Относясь к категории топ-менеджмента, представитель этой профессии также должен обладать широким спектром знаний в том деле, которым он занимается и получать максимально высокий доход. О том, что такое эффективный руководитель отдела франчайзинга и при каких условиях им можно стать, мы и поговорим далее.
Что такое эффективный руководитель отдела франчайзинга и при каких условиях им можно стать.
Чтобы обосновать свое мнение о том, что профессия «Руководитель отдела франчайзинга» это позиция топ-менеджера компании, я намерен обратиться к терминологии самого понятия «франчайзинг». Википедия как популярный источник дает нам следующее определение:
Франчайзинг — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона передает другой стороне за плату право на определенный вид предпринимательства, используя разработанную бизнес-модель его ведения.
Получается, что для того, чтобы развивать франчайзинг в компании, руководителю направления необходимо на практике опробовать какие-то формы предпринимательства, смею предположить, что с определенным успехом.
Так же Википедия сообщает нам, что нужно иметь разработанную бизнес-модель предпринимательства, соответственно, ее нужно системно изложить в каком-то документе. Если бизнес-модель уже есть в наличии, необходимо где-то найти покупателей, которые готовы будут ее купить.
Исходя из вышесказанного, руководителем отдела франчайзинга должен быть тот человек, который одновременно является специалистом, владеющим технологией того бизнеса, по которому создается франшиза. Плюс, он должен уметь систематизировать и отразить модель этого бизнеса для покупателей франшизы в каком-то удобочитаемом виде. Так же, руководитель по франчайзингу должен уметь создавать программы обучения для покупателей, и, соответственно, построить эффективную систему продаж той самой франшизы.
Не мало, неправда ли? Все четыре вышеперечисленных компетенции в равной степени оказывают влияние друг на друга и на успешность развития бизнеса с помощью франшизы. Если исключить какую-то одну составляющую из списка, направление вряд ли будет успешным.
Представим, что руководитель отдела франчайзинга не владеет бизнес-моделью того бизнеса, который он хочет продавать. Как он в этом случае создаст программу обучения франчайзи? Каким образом он будет продавать то, в чем не разбирается? Ведь покупателями выступают, как правило, предприниматели, которые заработали деньги на покупку франшизы. Являясь практикующими участниками рынка, они быстро почувствуют фальшь, а далее не захотят иметь дело с некомпетентным игроком.
Известна поговорка «Продавец, для того, чтобы продать свой товар, сначала должен продать себя».
Рассмотрим ситуацию, когда специалист по франчайзингу не умеет продавать и не владеет данной специальностью. Получается, что компания затрачивает дополнительные средства на то, чтобы описать технологию своего бизнеса, упаковать его в специальный документ, который называется френч-бук, а дальше процесс останавливается и тормозится, продажи отсутствуют, значит, силы и деньги потрачены зря. Какую стратегию компания изберет по отношению к такому специалисту, чтобы выправить ситуацию? Самый распространенный вариант — попытаться привлечь сторонние компании, с большим опытом продажи франшиз. Но это, во-первых, приводит к существенным новым затратам, а во-вторых, ставить под сомнение ценность специалиста для компании. Он просто не нужен, если можно поручить работу с бумагами делопроизводителю за небольшую доплату.
Для чего я рассуждаю этом так подробно? Дело в том, что франчайзинг — это не только форма дополнительного заработка для владельцев бизнеса, но и форма его дальнейшего развития. Стоимость компании, которая владеет большой сетью партнеров или мест продаж, гораздо выше чем при отсутствии такой сети. Да и оборот с прибылью зависит от широты сети. Для того, чтобы развивать компанию через франчайзинг, необходимо привлечение профильных специалистов, высокого уровня, а специалисты высокого уровня много зарабатывают!
Финансовый вопрос приводит нас к тому, что в идеале каждый владелец бизнеса должен и сам владеть специальностью «Руководитель отдела франчайзинга». Поскольку именно владелец должен быть инициатором развития компании через франчайзинг, для того, чтобы это происходило успешно, он должен сам понимать технологии создания, управления и продажи франчайзинга хотя бы на стартовом уровне. Руководители небольших и средних компаний острее других нуждаются в знакомстве с технологиями франчайзинга, так как имеют большие шансы столкнуться с ним в будущем, но не имеют достаточно опыта. Однако выполнять рекомендации на практике сложнее, чем их давать: не все готовы и имеют возможность тратить на это время, не у всех есть желание, и поэтому на рынке, на сайтах hh.ru и работа.ру, появляются вакансии, за которые собственники готовы платить большие деньги. И это тоже хорошо!
Из всего вышесказанного хотелось бы сделать несколько обобщений.
Профессия «Руководитель отдела франчайзинга» — востребованная и высокооплачиваемая позиция уровня топ-менеджмента.
Руководитель отдела франчайзинга занимается развитием компании через масштабирование. Он должен обладать знаниями в четырех областях деятельности, указанных ниже, и соответственно обучаться:
Владеть успешной бизнес-моделью того бизнеса, который он развивает.
Уметь систематизировать и описывать модель бизнеса документационно.
Создавать систему обучения этой бизнес-модели для покупателей.
Уметь продавать франшизу.
Те руководители и специалисты, которые хотели бы овладеть данной специальностью, должны быть готовы к тому, чтобы потратить значительное время и силы на обучение. Не имеет особого смысла рассчитывать, что научившись описывать бизнес-процессы компании с чужих слов и упаковывать их во фрэнч-бук, мы получим компетенции, соответствующие рыночному уровню, — потому, что целью работы отдела франчайзинга является не создание лишних документов, а развитие компании посредством продажи франшизы и ее дальнейшего успеха партнеров.
Однако же, время на обучение будет потрачено не зря. Освоивший данную специальность автоматически приобретет еще ряд дополнительных компетенций: например, руководитель отдела продаж, тренер по обучению персонала, системный аналитик и многие другие, так как это очень творческая и комплексная работа.
Познакомиться с основными функциями руководителя и наметить старт в будущей профессии возможно на семинаре Руководитель отдела франчайзинга. Повышение квалификации.
Не будем искать легких путей, и у нас все получится!
С уважением, команда Moscow Business School