Внешнеэкономическая деятельность компании

Внешнеэкономическая деятельность является ведущей как для государства, так и для коммерческих компаний. ВЭД сопряжена с экспортом, импортом, сотрудничеством с зарубежными партнерами, а также реализацией международных проектов.

Особенности ВЭД

Осуществление внешнеэкономической деятельности становится необходимым условием ведения бизнеса для крупных компаний. Вместе с тем следует отметить, что те, в чью зону ответственности входит реализация ВЭД, сталкиваются с рядом сложностей, которые обусловлены как внутренними экономическими причинами, так и противоречивым законодательством, регулирующим эту сферу в России.

Проблемы могут возникнуть практически на каждой стадии совершения сделки: поиск надежного иностранного поставщика, расчет конвертации иностранной валюты, взаимодействие с таможней, отражение сделки в налоговой декларации.

Внимание со стороны налоговых служб к компаниям, ведущим внешнеэкономическую деятельность, велико. Государственное регулирование ВЭД выражено сильнее, чем в других сферах, поскольку затрагиваются интересы правительственных структур, а защита его экономических и политических интересов является важной миссией. Формирование благоприятного для ведения торговых сделок климата является задачей не только частных компаний, но и государственной власти.

Государственное регулирование ВЭД

Ключевые нормативные документы, определяющие основы государственного регулирования ВЭД, — Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 28.07.2013) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Таможенный кодекс Таможенного союза. Как следует из статьи 3 Федерального закона, регулирование государством опирается на Конституцию РФ и происходит согласно Закону № 164-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами международного права и международными договорами РФ.

Внешнеторговая деятельность — это область по проведению сделок в сфере экспорта и импорта товаров, услуг, интеллектуальной собственности и информации. Под товаром имеется в виду движимое и имеющее отношение к недвижимому имуществу, морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания, космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности (п. 26 ст. 2 Закона № 164-ФЗ). Не признаются в качестве товара транспортные средства, которые используют по договору о международных перевозках.

Актуальные проблемы ВЭД

Проблема организации ВЭД достаточно широка и актуальна, поскольку её решение включает в себя целый ряд задач: поиск партнера за рубежом, осуществление экспорта и импорта товаров, выбор потенциальной целевой аудитории с учетом специфики другой страны, юридическое оформление документации с учетом законодательства.

Число компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, растет ежегодно. Увеличивается и оборот данных предприятий. Если судить по статистическим данным таможни в январе-августе 2012 года, то можно увидеть, что оборот России во внешней торговле составил 543,1 миллиардов долларов США. По сравнению с январем-августом 2011 года данный показатель возрос на 3,3 процента. Актуальность пресечения использования нелегальных схем также высока: как правило, они заключаются в том, что возмещение НДС при экспорте завышают и занижают таможенные платежи при ввозе на территорию России.

Поиск иностранного партнера — задача, которая требует большого количества времени и финансовых затрат. Найти надежного поставщика зачастую является серьезной проблемой даже для крупных компаний.

Всего выделяют два обобщенных способа подбора оптимального партнера: заключение сделок на международных тематических выставках и поиск через интернет.

Оба данных способа имеют свои недостатки и преимущества. Посещение тематических мероприятий сопряжено с денежным и временным факторами, однако личные контакты положительно сказываются на определении надежности потенциального партнера и эффективности дальнейшего взаимодействия. Поиск через онлайн-ресурсы затрудняет выявление сильных и слабых сторон компании-поставщика, однако является достаточно быстрым и малозатратным способом формирования деловых отношений.