Электронная трудовая книжка — переход на «электронные рельсы»
Какой документ у наших сотрудников ассоциируются с «реальным трудоустройством», «белой зарплатой» и социальной защищенностью?
Конечно — трудовая книжка.
Все, что происходит сейчас вокруг этого документа, интересует многих.
Первые шаги по переводу трудовых книжек россиян в «цифру» ПФР начал делать ещё с конца 1990-х годов — с момента внедрения в фонде внутренней системы персонального учёта. Сегодня предприятия сдают отчётность раз в год, эти данные заносятся в систему. За счёт оцифровки 100% сведений о трудовой деятельности (прежде всего о страховом стаже) граждан пенсии могут назначаться без участия человека.
Например, как пишут «Известия», за прошлый год дистанционно выплаты назначили по 1,3 млн онлайн-заявлений.
В ряде массового перехода на Электронный документооборот это очередной шаг. Электронные больничные уже ввели, Электронный СНИЛС уже ввели и «зеленую карточку» уже не выдают, электронную отправку расчетных листков разрешили, и т.п.
Оцифровка трудовых книжек имеет массу разных аспектов, позволяющих судить о ней как о неоднозначном явлении. Несомненное её преимущество в том, что вся система взаимоотношений работников с работодателями и госорганизациями становится намного более прозрачной и систематизированной. Но есть несколько нюансов.
Хорошо это или плохо, сложно судить. Современные электронные системы подвержены риску взлома, поломки и возможностью ошибок в самой системе, что вызывает опасения у многих граждан.
По проведенному небольшому социальному вопросу окружающих меня людей, как мне и представлялось, поколение кому сейчас за 40, на 90 % против перевода трудовых книжек в электронный формат, наверняка сказывается недоверие ко всему новому. И, конечно же, боязнь, что что-то пойдет не так, что рухнут какие-нибудь сервера или взломают базу. Мнение того, кто не достиг зрелого возраста, делятся на два варианта: «Это супер идея». А другие: «Да, мне все равно, лишь бы з/п платили вовремя». Молодое поколение более лояльно относится ко всему электронному и только этим я могу объяснить их спокойствие по поводу перехода с бумажного носителя на электронный.
А мой знакомый директор ИП с радостью воспринял эту новость, мотивируя свою радость меньшими хлопотами с бумажками и их хранением.
Однако любое резкое преобразование той или иной сферы деятельности всегда влечёт за собой также побочные негативные явления и риски. К примеру, многие работодатели и работники просто не готовы к переходу на использование цифровых данных. Прежде всего речь идёт об удалённых, труднодоступных, промышленных или аграрных регионах, где уровень компьютеризации в принципе не позволяет осуществить столь быстрый переход.
Примером может служить переход на электронные больничные листы. В Москве далеко не каждая бухгалтерия и кадры имеют нужные ресурсы.
Встают также вопросы защиты персональных данных и работы с электронными подписями, которые для огромного числа россиян по сей день остаются недоступными.
По факту, на сегодня мы имеем неплохую, но не до конца проработанную идею.
Быстро перейти на электронные трудовые книжки, одним разом отказавшись от «аналоговых», не удастся. Предусмотрен тестовый режим, он будет действовать в течение 2020 года: с января работодатели начнут передавать сведения о работнике в информационную систему ПФР. Также, нас ждет новый кадровый отчет, форму которого сейчас разрабатывает Роструд.
Какие еще изменения нас ждут в 2020 году — ответы на вопросы можно будет услышать на нашем семинаре «Электронные трудовые отношения. Ключевые изменения с 2020 года».