Смотрим про PR
По моим наблюдениям PRвходит в число беспроигрышных тем (наравне с медициной и юриспруденцией), которые могут стать успешной основой для художественного произведения любого формата (фильм, сериал, художественная проза). Мои рекомендации по «фильмам про PR» продолжают тему, заданную в статье «НЕ PRлитература о PR». Все они сочетают занимательный сюжет с приемами PR-деятельности. Уверена, что-то из перечисленного ниже будет полезно посмотреть или пересмотреть практикующим PR-специалистам.
«Плутовство» (англ. «Wag the Dog»)
1997 г., 93 мин., США
Режиссер: Барри Левинсон
В ролях: Роберт Де Ниро, Дастин Хоффман, Джеймс Белуши, Джордж Гэйнс, Вуди Харрельсон, Энн Хейч
Сатирическая комедия Барри Левинсона 1997 года. Пожалуй, для меня это был первый фильм о PR, который я смотрела осознанно — это по профессии. С точки зрения PR-технологий отличная история, эпиграфом которой может стать диалог двух персонажей фильма: «Вы не хотите знать, правдива ли эта история?» — «Это не важно. Она существует».
Прием «запуск отвлекающей информации» используют герои фильма — советник президента Конрад Брин (Роберт Де Ниро) и кинопродюсер Стэнли Мотсса (Дастин Хоффман). Их задача замять сексуальный скандал, в который пресса втягивает их клиента — президента США. Для того чтобы выиграть несколько дней в информационном пространстве они разыгрывают сразу несколько «фишек»: запускают «утку» об угрозе со стороны албанских террористов, «объявляют» войну, находят «забытого» за линией фронта героя и с почестями возвращают его домой. Практически все, за исключение смерти рядового Бутса, было чистой воды вымыслом. Но, кому какое дело, правда это или нет, если новость была озвучена в прессе!
«Здесь курят» (англ. «Thank You for Smoking»)
2005 г., 92 мин., США
Режиссер: Джейсон Рейтман
В ролях: Аарон Экхарт, Мария Белло, Кэмерон Брайт, Адам Броуди, Сэм Эллиотт, Кэти Холмс, Дэвид Кешнер, Роб Лоу, Уильям Х. Мэйси, Роберт Дюваль, Ким Диккенс
Этот фильм был снят в 2005 году по одноименному роману Кристофера Бакли, который я уже рекомендовала ранее. Невзирая на то, что экранизация книги, по моему мнению, несколько слабее первоисточника, рекомендую его к просмотру.
Герой фильма Ник Нэйлор — лоббист, работающий на Институт по исследованию табака. Основная его цель состоит в пропаганде табакокурения. Надо ли говорить, что конфронтация интересов — для него это повседневная PR-практика. И блестяще используемое героем искусство убеждения направлено на защиту своего работодателя. Специфику его деятельности можно без труда экстраполировать на все отрасли, где встречается столкновение интересов одной или нескольких групп (производство алкоголя, добыча полезных ископаемых и пр.). Если вы работаете как PR-специалист в одной из таких отраслей, то эта лента для вас.
«Абсолютная власть» (англ. «Absolute Power»)
2003 г., 172 мин., Великобритания
Режиссер: Марк Тэйвнер
В ролях: Стивен Фрай, Зои Телфорд, Джон Берд, Салли Бреттон, Николас Бернс
Британский комедийный сериал о PR-агентстве. Сериал стартовал в конце 2003 года. Его формат — два сезона по шесть серий в каждом.
Агентство «Прентисс Маккейб» в основном продвигает различных знаменитостей (смена имиджа, проблемы репутации и пр.). Также агентство занимается политическими играми, продвижением политиков и партий. В последней серии второго сезона они даже хотели реформировать Палату Лордов. С точки зрения практического опыта (одна серия — один-два кейса) полезными могут оказаться приемы, именуемые у нас как «черный PR» и «грязные» политтехнологи.
Мне трудно быть объективной в отношении этого сериала, поскольку одну из главных ролей (совладельца агентства Чарльза Прентисса) исполняет Стивен Фрай. Это — моя симпатия со стажем. Возможно, кто-то помнит другой британский комедийный телесериал «Дживс и Вудствер», где Фрай выступает в роли Дживса, камердинера молодого аристократа. Начиная с этого образа, в моем восприятии он остался носителем эталонного английского духа, который Фрай с успехом перенес и в «Абсолютную власть». О, как же они ироничен и значителен!
«Безумцы» (англ. Mad Men)
2007 г., 600 мин., США
Режиссеры: Абрахам Фил, Тим Хантер, Лесли Линка Глаттер, Эндрю Бернштайн, Алан Тэйлор
В ролях: Элизабет Мосс, Винсент Картейзер, Кристина Хендрикс, Дженьюэри Джонс, Джон Слэттери, Роберт Морс, Джон Хэмм
Американский драматический телесериал 2007 года, четыре сезона.
В основе сюжета — работа вымышленного рекламного агентства «Стерлинг-Купер». В центре повествования — жизнь его креативного директора Дона Дрейпера (Джон Хэмм) и его коллег.
Сериал, безусловно, стильный и остросоциальный, поскольку в нем отражена динамика изменений общественных нравов в США 60-х годов. Но для меня в нем не хватило того, что мы называем «по профессии», т.е. креативный процесс показан пунктирно и не всегда убедительно. Дольше первого сезона мое внимание не удержалось.
«Доброе утро» (англ. «Morning Glory»)
2010 г., 102 мин., США
Режиссер: Роджер Мичелл
В ролях: Рэйчел МакАдамс, Харрисон Форд, Дайан Китон, Патрик Уилсон, Ноа Бин, Джеф Хиллер
Коротко о сюжете можно сказать: история успеха начинающего телепродюсера. Молодая, активная и слегка вздернутая Бекки Фулер (Рэйчел Макадамс) получает работу продюсера довольно посредственного утреннего ТВ-шоу. Буквально за несколько месяцев ей удается окончательно «убить» рейтинг программы. Угроза закрытия действует на нее сродни экстази, она еще активней берется за реализацию своих креативных идей для утреннего эфира. В итоге рейтинг растет и шоу продлевают еще на год. Несмотря на то, что фильм создан из набора клише и штампов, все сценарные ниточки в нем так логично сходятся, что после просмотра остается ощущение милой и порой смешной ленты.
Из полезного опыта, напористость героини может вдохновить молодых, робких, начинающих пиарщиков на более смелое общение с большими начальниками и коллегами, которые старше и опытнее тебя. Именно такой напористости и проактивности мы от вас и ожидаем!