Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies
+7 495 646-75-17 Бесплатно по Москве 8 800 333-86-68 Бесплатно по России
Налогообложение. Бухгалтерия
Руководитель
Бизнес
Стартап
Продажи
Закупки. Снабжение
Налогообложение. Бухгалтерия

Бизнес в нестабильное время

top banner

Настали тяжелые времена. В очередной раз российское общество и российский бизнес испытывают на себе удары судьбы. Однако, именно это время проверяет всех нас на психологическую зрелость и профессиональную подкованность. Оставаться на плаву, не хватаясь за случайную соломинку, не терять остойчивости в этом море неопределенности — задача современного российского предпринимателя.

Наша страна была и будет частью мировой экономики, а поэтому отечественный предприниматель должен быть конкурентоспособным не только в России, но и за рубежом. И важно не только выживать, но и быть стабильным в условиях кризиса. Это впоследствии даст то конкурентное преимущество, которым не обладают прежде всего те, кто в данной ситуации не побывал.

Кризис — время действовать специальными методами.

Кризис — явление временное. Вне зависимости от причин его породивших. Но так как предпринимательство само по себе является достаточно рисковым предприятием, то именно здоровые предпринимательские подходы и могут помочь выжить в кризисной ситуации. И основное преимущество предпринимателя — это скорость адаптации к изменениям окружающей среды, посредством использования новых подходов, решений и внедрения инноваций, которые в обычное время считались бы абсурдными. То есть смелость в принятии решений и решительность в действиях.

Однако, бросаться бездумно вперед, агрессивно расталкивая других локтями — не самая лучшая политика. Удача улыбается лишь подготовленным. А любая подготовленность подразумевает, прежде всего взвешенный подход к решению проблем и выстраиванию продуманной стратегии действий. И всё, как всегда, начинается с планирования. Для того, чтобы оно было наиболее реалистичным, а не строительством воздушных замков, необходимо провести подробный анализ внешней среды, особенно акцентируясь на изменениях в работе конкурентов и партнеров, пронаблюдать за динамикой кризисной ситуации. Целесообразно разработать несколько антикризисных планов, учитывающих как самый благоприятный сценарий, так и самый фатальный.

При планировании антикризисной работы важно учитывать следующие положительные моменты, такие как появление новых ниш, связанных с уходом с арены некоторых игроков; более выгодные предложения от новых или старых партнеров и поставщиков, заинтересованных в собственных продажах и расширении партнерства.

banner

Какие стратегии предлагают применять специалисты в условиях кризиса?

Первая стратегия — так называемая стратегия «схлопывания».

Она основана на более рациональном и экономном использовании внутренних ресурсов и затрат. Эта стратегия предусматривает уменьшение маржи, что должно сохранить ценовую привлекательность товаров и услуг; повышение эффективности работы персонала за счет кадровых перестановок и введения новых форматов работы, таких как удаленный, сдельный и т.п., что также может сэкономить в том числе и зарплатные расходы; работу лишь по приоритетным направлениям и отказ от всего, что не приносит весомого результата. Недостатком этой стратегии является снижение экономической эффективности предприятия, которое при затянувшемся кризисе может привести к фатальным последствиям. Стратегия схлопывания может помочь на начальном этапе, позволяя выиграть время и выбрать другую более эффективную антикризисную стратегию.

Вторая стратегия — поиск новых ниш для деятельности.

Подразумевает глубокий анализ внутренней и внешней среды, выделение перспективных направлений и соотнесение возможностей предприятия с новыми целями и пути достижения этих целей. Это может быть не только проработка тех видов деятельности, которые раньше не считались приоритетными, но давали некую прибыль, но и частичное перепрофилирование деятельности. Безусловно эта стратегия более трудозатратная и подразумевает определенные риски. Но она более долговременная и надежная и может гарантировать положительный эффект в длительной перспективе при условии правильно сделанного выбора.

Третья стратегия — оптимизация труда.

Отличается от стратегии схлопывания тем, что подразумевает организацию более интенсивного трудового процесса. Для планирования повышения показателей труда необходим постоянный мониторинг результатов не только своих, но и конкурентных, что позволит обозначить новый, более высокий производственный план. Безусловно в новых реалиях будет необходима реорганизация производственной активности персонала, а, возможно, и другая организация рабочего времени. Это также достаточно трудоемкая стратегия и будет работать при условии того, что продукт, вырабатываемый предприятием будет востребован в кризисное время. Эта стратегия потребует также серьезных управленческих навыков от руководящего состава организации.

Четвертая стратегия — импортозамещение.

Здесь все понятно и без объяснений. Эта стратегия выгодна, прежде всего, тем организациям, у которых уже был опыт в разработке соответствующих товаров или услуг. Переквалификация предприятия на выпуск импортозамещающего товара может стать слишком дорогой, а в последствие и вообще нерентабельной, если время реновации будет затянуто, и конкуренция в данной нише уже будет значительной.

Все перечисленные стратегии по сути своей — это пути захвата рынка различными способами. Но какой бы ни была выбранная вами стратегия, нельзя забывать о том, для кого всё собственно и делается — о вашем клиенте. Грамотный всеобъемлющий анализ клиентской аудитории, уточнение портера вашего клиента, проведение мероприятий по его привлечению и удержанию обусловят успех любой антикризисной стратегии.

banner

Работа с клиентом.

Работать в кризис не на «своего» клиента — недопустимая роскошь! Также, как и охотиться за новыми клиентами, забывая про существующих. Плохо проработанная уже имеющаяся клиентская база — это ваша упущенная выгода. Систематизируйте уже имеющуюся клиентскую базу, разбейте на клиентов на группы по существенными признакам и подумайте над теми предложениями, которые вы сможете сделать для каждой группы. Изучите работу конкурентов в вопросах удержания и привлечения клиентов — возможно это даст вам новые идеи для работы. Постарайтесь вернуть потерянных вами клиентов, напомните о себе, по возможности узнайте причины их отказа от работы с вашей организацией.

Клиент — живой человек, который также, как и вы, переживает ситуацию, находится в ней, может быть растерян, потерять веру в завтрашний день, ищущий поддержку и опору. Делать вид, что ничего не произошло, что ничто вас не касается, что всё вокруг шикарно, спекулировать на чувствах, бездумно навязывать свои позиции, свои услуги, свой товар — не самая лучшая политика в кризисное время. Нельзя затаиваться и бросать своих клиентов даже на время — в кризис человек ищет надежности и стабильности, которую вы должны не только демонстрировать, но и обеспечивать в рамках своих компетенций.

  • Первое правило

    Поддерживать контакт с вашим клиентом.

  • Второе правило

    Донести до клиента, как вы будете действовать в новых условиях, тем самым давая ему понять, что вы не уйдете с рынка, но будете работать по-новому.

  • Третье правило

    Сохраняйте высокий профессионализм. Вся ваша выпускаемая продукция или услуги должны быть надежными, это повысит уровень доверия к вам.

  • Четвертое правило

    Адаптируйте продукт под запросы клиента. Внимательно изучайте спрос, старайтесь оперативней внедрять изменения под выявленные нужды аудитории.

  • Пятое правило

    Открытость и честность продаж, сохранение привлекательности расценок.

  • Шестое правило

    Избегайте агрессивности в рекламировании своего продукта, не спекулируйте на ситуации, делайте рекламу более конкретной и недвусмысленной.

Кризисное время — не время бояться и опускать руки. Пока вы боитесь, переминаетесь в ноги на ногу, затаиваетесь, другие будут действовать. Кризисы начинаются и заканчиваются. Важно использовать это время для поиска и реализации открывающихся новых возможностей и, быть может, ранее невостребованных идей.

author

Автор: Юлия Тришкина эксперт, руководитель отдела

С уважением, команда Moscow Business School

Понравилась статья?

поделитесь с друзьями

рекомендуемые курсы
Пройдите обучение на практических бизнес-семинарах Moscow Business School, если хотите сменить сферу деятельности или укрепить свои позиции на рабочем месте

НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ?

Оставьте контакты, и мы свяжемся с вами
+7
Принимаю условия Пользовательского соглашения
Согласен на получение рассылок
Пользовательское соглашение
  • Я (Клиент), настоящим выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных, полученных от меня в ходе отправления заявки на получение информационно-консультационных услуг/приема на обучение по образовательным программам.
  • Я подтверждаю, что указанный мною номер мобильного телефона, является моим личным номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием мной номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.
  • В Группу компаний входят:

    • ООО «МБШ», юридический адрес: 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.
    • АНО ДПО «МОСКОВСКАЯ БИЗНЕС ШКОЛА», юридический адрес: 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.
  • В рамках настоящего соглашения под «персональными данными» понимаются: персональные данные, которые клиент предоставляет о себе осознанно и самостоятельно при оформлении заявки на обучение/получение информационно консультационных услуг на сайтах компании: www.mbschool.ru и www.mba.ru , а так же на поддоменах в адресных зонах www.mbschool.ru и www.mba.ru (а именно: фамилия, имя, отчество (если есть), год рождения, уровень образования клиента, выбранная программа обучения, город проживания, номер мобильного телефона, адрес электронной почты).
  • Клиент — физическое лицо (лицо, являющееся законным представителем физического лица, не достигшего 18 лет, в соответствии с законодательством РФ), заполнившее Заявку на обучение/на получение информационно-консультационных услуг на Сайта Группы компаний, выразившее таким образом своё намерение воспользоваться образовательными/информационно-консультационными услугами Группы компаний.
  • Группа компаний в общем случае не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Клиентом, и не осуществляет контроль за его дееспособностью. Однако Группа компаний исходит из того, что Клиент предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации (форма Заявки), и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.
  • Группа компаний собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для проведения приема на обучение/получения информационно-консультационных услуг у Группы компаний и организации оказания образовательных/информационно-консультационных услуг (исполнения соглашений и договоров с Клиентом).
  • Собираемая информация позволяет отправлять на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Клиентом, информацию в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях проведения приема для оказания Группой компаний услуг, организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики Группы компаний. Так же такая информация необходима для оперативного информирования Клиента обо всех изменениях условий оказания информационно-консультационных услуг и организации образовательного и процесса приема на обучение в Группу компаний, информирования Клиента о предстоящих акциях, ближайших событиях и других мероприятиях Группы компаний, путем направления ему рассылок и информационных сообщений, а также в целях идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с Группой компаний, связи с Клиентом, в том числе направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказания услуг, а также обработки запросов и заявок от Клиента.
  • При работе с персональными данными Клиента Группа компаний руководствуется Федеральным законом РФ № 152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных», а также Положениями Группы компаний о защите, хранении, обработке и передачи персональных данных работников, обучающихся / клиентов и контрагентов (Политики обработки персональных данных).

  • Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на адрес электронной почты информации путем направления электронного письма на адрес: mbs@mbschool.ru. Также отказаться от получения информации на адрес электронной почты возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» внизу письма.
  • Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на указанный мной номер мобильного телефона СМС-рассылки, путем направления электронного письма на адрес: mbs@mbschool.ru
  • Группа компаний принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных Клиента от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.
  • К настоящему соглашению и отношениям между Клиентом и Группой компаний, возникающим в связи с применением соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
  • Настоящим соглашением подтверждаю, что я старше 18 лет и принимаю условия, обозначенные текстом настоящего соглашения, а также даю свое полное добровольное согласие на обработку своих персональных данных и ознакомлен с Положениями Группы компаний о защите, хранении, обработке и передачи персональных данных работников, обучающихся / клиентов и контрагентов (Политики обработки персональных данных), полный текст которых размещен по следующему адресу в сети Интернет:https://mbschool.ru/about/documents/
  • Настоящее соглашение, регулирующее отношения Клиента и Группы компаний действует на протяжении всего периода предоставления Услуг и доступа Клиента к персонализированным сервисам Сайта Группы компаний.

ООО «МБШ» юридический адрес: 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 38 А., этаж 2, пом. ХХХIII, ком. 11.

Адрес электронной почты: mbs@mbschool.ru

Тел: 8 800 333 86 68, 7 (495) 646-75-17

Дата последнего обновления: 01.06.2025 г.

Пользовательское соглашение
Согласие на получение рекламной и информационной рассылки
  1. Настоящим согласием Пользователь, действуя в своём интересе, даёт согласие на получение рекламных и информационных сообщений АНО ДПО «Московская бизнес школа» (далее — "Оператор"),касающихся предоставления образовательных и информационно — консультационных услуг.
  2. Предоставлением настоящего согласия является проставление галочки/отметки в окне «Согласен на получение рекламных и информационных сообщений» на сайте Оператора.
  3. Предоставляя настоящее согласие, Пользователь предоставляет право Оператору и (или) партнёру Оператора на отправку ему рекламных и информационных сообщений посредством направления Push, SMS и Email — рассылки, рассылки в социальных мессенджерах, а также на обработку персональных данных (ФИО, адреса электронной почты, номера телефона) с целью направления информации, указанной в настоящем пункте.
  4. Настоящее согласие является бессрочным.
  5. Одновременно уведомляем о возможности немедленно прекратить рассылку в случае получения от Вас такого требования.
  6. Согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент путём направления запроса по контактным данным Оператора или путём отказа от рассылки с использованием инструкций, содержащихся в тексте рассылки.