Бизнес и экономика в ВТО

16 декабря 2011 года в Женеве был подписан протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации. Полноправным членом ВТО наша страна стала после ратификации этого документа Федеральным Собранием — в конце августа 2012 г.

Преимущества вступления в ВТО для российского бизнеса

Вопрос вступления России в международную торговую организацию стоял остро уже на протяжении последних десяти лет. Очевидно, что ВТО, включающая более 150 стран, имеет большую финансовую силу и способна влиять на развитие российского рынка. Так, за последние пять лет количество антидемпинговых мероприятий в отношении российских товаров увеличилось практически в четыре раза.

Преимущества вступления России в ВТО для обычных граждан несложно предугадать: снижение цен на импортные товары, которые традиционно в понимании населения обладают более высоким качеством. Также присоединение к всемирной организации приводит к повышению конкуренции, что снова положительно сказывается на разнообразии ассортимента и ценовой политике.

Для владельцев бизнеса вступление России в ВТО обычно связывают с такими преимуществами, как вливание иностранных инвестиций, ослабление роли бюрократических и коррупционных процессов, выход на зарубежные рынки и, как следствие, увеличение числа потребителей.

Проблемы ведения бизнеса

Несмотря на очевидные преимущества, специалисты-аналитики призывают обратить внимание на другие стороны данного события. Во-первых, договоры о режиме взаимного благоприятного сотрудничества со странами-членами ВТО заключены и успешно функционируют, так что декларируемую выгоду владельцы бизнеса не получают. Во-вторых, наиболее значительную долю российского экспорта в настоящее время составляют поставки сырья, которые не подпадают под регулирование торговой организацией. В-третьих, российские предприятия не способны составить конкуренцию иностранным компаниям из-за целой совокупности факторов, начиная от неэффективного оборудования и заканчивая отстающими технологиями.

Последний фактор обусловливает снижение рентабельности производства товаров российскими компаниями: для потребителей они становятся менее привлекательными, цена их в связи с этим падает, однако такая ценовая политика приводит к нецелесообразности ведения бизнеса, снижению затрат, поглощению компаний иностранными инвесторами и в конечном итоге безработице.

Некоторые специалисты указывают конкретные потери для российского бизнеса: в первую очередь это коснется легкой промышленности, производства продуктов питания и лекарств, бытовой электроники. В качестве последствий данные эксперты отмечают массовую безработицу, отток квалифицированной рабочей силы и даже волнения, связанные с изменением экономической ситуации.

Новое положение владельцев бизнеса

Тем не менее, несмотря на пессимистические прогнозы группы специалистов, защитники вступления России в ВТО акцентируют внимание на причинах появления таких прогнозов. Чувствуя себя под защитой власти, многие монополисты, ведущие бизнес в России, не стремятся модернизировать технологии, оборудование, вкладывать средства в развитие персонала и другими способами оптимизировать бизнес-процессы. Поэтому выявление недостатков вступления в ВТО объясняют именно боязнью потерять завоеванные позиции на рынке и столкнуться с более сильными конкурентами в лице иностранных компаний.

Независимо от того, сбудутся оптимистичные или пессимистичные прогнозы аналитиков, следует отметить, что качественные изменения на российском рынке уже произошли. Появление новых игроков привело к конкуренции, а значит, к победе наиболее сильных компаний, готовых меняться и завоевывать своего потребителя.

Новая стратегия

Следует отметить, что успех в новых рыночных условиях обусловлен не только наличием современного оборудования, но и внедрением технологий и решением кадрового вопроса. В большинстве случаев наибольшие конкурентные преимущества получают компании, изменяющие и адаптирующие бизнес-стратегию под изменившиеся условия, а также готовые пересматривать управленческий и стратегический подходы.

Зарубежные компании представляют в настоящее время на рынке следующие преимущества:

  • Культура бизнеса: десятилетиями копившийся опыт рыночного развития в сфере стратегического планирования, анализа рынка и принятия решений, культура производства и контроля качества
  • Высокотехнологичные решения в области производительности труда, которые в несколько раз могут превосходить эффективность российских предприятий
  • Весомый управленческий опыт
  • Актуальные алгоритмы управления финансовыми ресурсами

Не сложно заметить, что большинство указанных преимуществ связано в большей степени с управлением бизнеса. Таким образом, любой риск несет в себе и уникальную возможность развития. Поэтому задача компаний в данном случае не только удержаться на меняющемся рынке, но и опередить новых конкурентов и добиться успеха.