С целью формирования и укрепления команды и командного духа, усиления взаимопонимания и поддержки разработаны Деловые игры, направленные на командообразование:
«ПЕРЕСТРОЕНИЕ»В деловой игре «ПЕРЕСТРОЕНИЕ» роль материала, из которого производится продукция, выполняют тела самих участников. Этим определяется главное отличие данной игры от всех версий «ОРГАНИЗАТОРа»: люди превращенные в строительный материал на этапе производства играют абсолютно пассивную роль, просто точно следуют тем инструкциям, которые получили на этапе подготовки производства.
Поэтому если в «ОРГАНИЗАТОРе» на этапе производства возможна определенная рационализация «по ходу дела» и даже смена номенклатуры производимой продукции, то в данной Игре на этапе производства уже невозможно ничего изменить. Да и сам этот этап столь короток (от 5 до 8 минут), что и мысли о внесении изменений у руководителей игровых организаций просто не возникает.
Другим важным отличием этой Игры является ее явно выраженный спортивный аспект, благодаря которому ее лучше проводить с относительно молодыми (во всяком случае, не с пожилыми) участниками и на свежем воздухе.
Состав игровой организации:В Игре могут принимать участие игровые организации (команды) численностью от 12 до 15 человек. А именно:12 человек.Минимальное число работников, необходимое для того, чтобы для производства продукции хватило «строительного материала» должно соответствовать числу букв в слове «перестроение», а именно – 12.
В этом случае руководитель должен совмещать свою роль руководителя с ролью «кирпичика» для производства продукции. Это не особенно желательно, но иногда число участников таково,
что удобно делить именно на организации, численностью по 12 человек. Поскольку каждый из участников держит в руке букву, то в цепочке отсутствует человек без буквы, который мог бы обеспечить
такое построение, при котором и справа и слева от любой буквы находился бы человек.
13 человек. Тринадцатым человеком является руководитель игровой организации, который в этом случае сам «строительным материалом» не является, а только руководит 12 своими работниками – «кирпичиками».
Он-то и может быть тем тринадцатым «человеком без буквы», с которого может начинаться любое слово, однако ему все же приходится, хотя уже и не бегать, но находиться в цепочке, неподвижно
стоя в ее начале.
14 человек.
Четырнадцатым человеком является главный технолог, который на стадии подготовки производства разрабатывает и апробирует наиболее оптимальную технологию производства продукции с учетом конкретных исполнителей. Закрепление этой функции за отдельным человеком повышает качество технологических разработок и, как следствие, производительность труда игровой организации.
Во время производства слов главный технолог может играть роль «человека без буквы», освободив от этой обязанности руководителя, которому удобнее отдавать команды стоя вне цепочки.
15 человек.
Пятнадцатым человеком является главный экономист, который разрабатывает производственный план и несет за него ответственность. В этой Игре используется уже знакомая нам схема:
ИТОГ = ФАКТ + ПЛАН, если план выполнен, и ИТОГ = ФАКТ, если план не выполнен. В этом случае главный экономист во время производства играет роль «человека без буквы», давая таким образом главному технологу возможность со стороны наблюдать функционирование собственной технологии.
Производимая продукцияЗа каждым из двенадцати участников игровой организации закреплена определенная буква из слова «ПЕРЕСТРОЕНИЕ»:
- Четверо из 12 участников имеют букву Е,
- Двое – букву Р
- По одному – букву П, С, Т, О, Н, и И
Эти буквы изображены каждая на отдельной табличке, которую участник должен определенным образом держать в руках, когда построена готовая продукция.
Продукцией являются слова, которые можно построить из имеющихся у участников букв. Каждое из этих слов должно содержать не менее пяти букв.
Построенное слово представляет собой:
- Цепочку участников, соединенных между собой табличками с буквами,
- Глядя на которые контролер, принимающий продукцию – построенные слова – может прочитать построенное слово,
- «напечатанное» без ошибок и опечаток,
- Каждый из участников держит в вытянутой правой руке собственную букву,
- А левой вытянутой рукой держится за букву, которую держит в своей правой руке следующий участник (за исключением последнего в цепочке, который держит свою левую руку опущенной),
- В конце слова строятся участники, изображая собой пробелы – спиной к контролеру и держа (теперь уже в левой руке, поскольку стоят спиной) табличку со своей не понадобившейся для данного слова буквой обратной стороной, на которой ничего не изображено.
РИСУНОКПод продукцией могут пониматься как построенные слова (мягкий вариант) и законченные циклы из десяти слов (жесткий вариант). Понятно, что рассчитывать план, когда незавершенный цикл из десяти слов считается незавершенным производством и в зачет не принимается, труднее, чем когда можно сдавать продукцию по одному слову.Деловая игра «ПЕРЕСТРОЕНИЕ», может иметь и спортивные версии, где продукция строится из тел участников, например, в виде цикла из различных пирамид, столь популярных у физкультурников в 20-30 годы прошлого века.
Структура игрыДанная Игра имеет те же пять этапов, что и «ОРГАНИЗАТОР»:
Ознакомительный этап. На этом этапе ведущий объясняет правила Игры, знакомит с правилами построения слов, акцентирует внимание на ответственных моментах игры и отвечает на вопросы участников. Этап заканчивается напоминанием о временных ограничениях на подготовку производства.
Формирование игровых организаций. На этом этапе из общего числа участников формируются игровые организации. Этап заканчивается сдачей штатных расписаний игровых организаций ведущему Игры.
Подготовка производства. На этом этапе участники выбирают для себя, какой цикл из десяти слов им строить (первым словом в цикле всегда является слово «перестроение»), производят опытные построения слов и консультируются у контролера по качеству их построения, производят хронометраж и выбирают технологию передвижения участников с буквами, принимают план и сдают его контролеру вместе с выбранными ими циклом слов. Этап заканчивается проверкой готовности всех участников к началу производства.
Производство. Контролер приглашает игровые организации на сдачу продукции (построение слов) в том порядке, в каком эти организации закончили предыдущий этап (т.е. сдали план и цикл слов). Организация выстраивается на старт, выстраивая первое слово, после чего контролер дает команду к началу производства и засекает время. Команда выстраивает слова цикл за циклом. Контролер ведет учет сданной продукции. По истечении времени производства контролер дает команду остановки. Этап заканчивается сообщением контролера команде, сколько слов или циклов ей удалось построить.
Подведение итогов. На этом этапе происходит сверка количества слов (или циклов), фактически построенных организациями, с принятыми ими ранее планами и вычисляется итог для каждой организации. Организациям начисляется вознаграждение (денежное или в баллах), по результатам работы. Этап заканчивается распределением полученного организацией вознаграждения между отдельными ее работниками.