Применение теории хаоса в корпоративной безопасности.
В 1970-х годах ученые начинают изучать хаотические проявления в окружающем нас мире — формирование облаков, турбулентность в морских течениях, колебания численности популяций растений и животных и других явлениях. Исследователи искали связи между различными картинами беспорядочного в природе. Десять лет спустя понятие «хаос» дало название отдельной теории, которая изучает поведение некоторых нелинейных динамических систем, подверженных явлению, известному как хаос. Юридические и физические лица тоже относятся к понятию «динамические системы».
В прошлом году мир вступил в эпоху хаоса и неопределенности. Было не ясно, когда закончится пандемия, не ясна ее глубина и возможный размах. Сложно было просчитать решения, принимаемые государственными органами. Административные запреты и ограничения менялись практически каждый день. Деятельность большинства предприятий была приостановлена властными административными решениями. В компаниях требовалось принимать управленческие решения в условиях неопределенности, в том числе — в части корпоративной безопасности. Вот тогда и вспомнили про теорию хаоса: он имеет свои закономерности и правила. Напомню некоторые из них с моими рекомендациями в части менеджмента безопасности и управления рисками.
Первое
В хаосе отсутствует система стратегического планирования
Предприятие работает при отсутствии жестких планов, конкурентное преимущество получают те предприятия, которые способны быстро ориентироваться в ситуациях и принимать (менять) решения в зависимости от внешней и внутренней обстановки. Происходит переход от планирования (составления планов) к постановке задач. Эффективность работников оценивается по решению задач, а не по выполненным пунктам плана. Появляется понятие «импровизация» — термин, который раньше применялся только в сфере культуры. Кроме того, надо быть готовым к тому, что стратегические планы могут быть не реализованы — потому, что при их принятии не учитывали изменения в обстановке, произошедшей позднее.
Планы как форма документа, конечно, остаются, но в основном это планы, связанные с регламентированными действиями при внештатных ситуациях, когда нет времени на раздумье и обдумывание ситуации. Например, план действий при террористических актах, при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
Второе
В динамических системах, функционирующих в условиях хаоса, значительные изменения претерпевают системы контроля
Их функции часто берет на себя безопасность. Классические системы контроля процессов и регламентов становятся неэффективными в связи с быстроменяющейся обстановкой. Регламенты и процедуры еще не успели утвердить, а они уже устарели. Поэтому на первый план выходит контроль выполненных задач, а также контроль и управление изменениями (трансформациями).
Это наглядно было видно при переводе работников на дистанционную работу: исчез привычный контур безопасности в виде территории работодателя. Классические технические средства контроля за персоналом перестали применяться (за исключением систем ИТ-безопасности), статус помещения, в котором работает сотрудник, поменялся из помещения, принадлежащего работодателю, на жилое помещение, принадлежащее работнику. Как контролировать выполнение работником трудовой функции? И тогда акцент контроля сместился с контроля процессов на контроль результатов выполнения поставленных задач. Кроме того, для повышения эффективности работы целесообразно оставить за сотрудником некоторую свободу действий в выборе способов и методов решений задач.
Третье
Условия хаоса характеризуются быстроменяющимися внешними параметрами. Успех будет достигаться быстротой принятия решений
Даже неправильные решения в условиях хаоса могут не привести к негативным последствиям, так как эти последствия скорректируются последующей изменяющейся обстановкой. И наоборот — руководитель может принять правильное решение, но меняющиеся внешние параметры сведут их «правильность» к нулевому эффекту.
Мир хаоса не допускает бездумного клонирования успешных моделей и кейсов. Успешные решения, которые применялись вчера, сегодня могут не привести к желаемому результату. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. И река, и организация (предприятие, учреждение) — системы динамические, поэтому на них действуют одни и те же законы теории хаоса. На основе статистических параметров из прошлого нельзя строить прогнозы на будущее, а статистика несовершенна и манипулятивна. Невозможно использовать опыт других организаций. Найденная руководителем успешная бизнес-модель не гарантирует вечное счастье и не может продолжаться долго.
Четвертое
В условиях хаоса меняется сама система менеджмента
Это касается управления любыми процессами, в том числе и в области безопасности. Да и сами бизнес-процессы меняются. Громоздкие, бюрократизированные системы менеджмента становятся неэффективными. В них слишком долго принимаются решения и происходит внутреннее согласование. Наиболее эффективной считается система управления, разбитая на автономные блоки, которым предоставляются максимальные полномочия. Критерий все тот же — выполнение поставленной задачи. Это не только ускоряет принятие решений, но и подразумевает ответственность за ее выполнение или невыполнение.
Подобное происходит в военном деле. Например, диверсионно-разведывательной группе, действующей в тылу врага, ставится только задача. Командир этой группы самостоятельно определяет методы и способы ее решения, исходя из складывающейся оперативной обстановки, так как с него спрашивают только выполнение задачи в поставленный срок.
Здесь хотел бы обратить внимание еще на одну особенность. В условиях хаоса и неопределенности большое значение будут иметь процедуры делегирования полномочий по принятию решений. Если в компании существует жесткая вертикаль принятия управленческих решений и все решения принимаются «наверху», то такой менеджмент в условиях хаоса часто становится неэффективным. Надо научиться делегировать права и полномочия подчиненным.
Пятое
В условиях хаоса и неопределенности большое значение имеет как оперативный доступ к информации, так и умение ее анализировать
В современном мире существует переизбыток ненужной информации, поэтому безопасники концентрируются на верификации и оценке информации, особенно той, что будет использоваться для принятия управленческих решений в условиях неопределенности. В хаосе «время жизни» информации очень мало, поэтому период, отведенный для ее проверки, становится все меньше и меньше. Мониторинг и оценка информации в реальном режиме времени это уже не экзотическая прихоть, а жизненная необходимость. По прошлому году из особенностей информационно-аналитической работы отмечу повышенный интерес предприятий к инсайдерской информации, циркулирующей в органах государственной власти, принимающих управленческие решения. А также активизацию лоббирования и GR-коммуникаций для влияния на принимаемые политические и административные решения в государственных органах.
Как я писал выше, особое внимание приобретает аналитика, особенно в области управления рисками. На рынке стал чувствоваться дефицит хороших аналитиков. Современные требования к аналитикам предполагают умение моделировать несколько различных сценариев в зависимости от меняющихся внешних параметров. Что стало характерно в последнее время: при анализе ситуации сначала разрабатываются и анализируются негативные сценарии, а уже потом позитивные.
Риск-менеджеров часто ругают за то, что они не смогли заранее смоделировать риски, связанные с пандемией. Однако до прошлого года у них такой задачи и не стояло. Вся система риск-менеджмента была ориентирована в основном на экономические параметры и разумные допуски. В коммерческих структурах никто не моделировал ситуации, связанные с глобальными катастрофами, ядерными войнами и чрезвычайными ситуациями. Теперь придется расширить границы допускаемых сценариев и включать в них сценарии локдаунов.
Обращу внимание еще на такой момент: в связи с тем, что в условиях хаоса сложно моделировать и рассматривать ситуации, которые могут случиться в будущем, в аналитике происходит переход от изучения будущих возможных ситуаций (моделей, сценариев) к анализу своих возможностей и оценке своих уязвимостей. То есть в аналитике становится главным не изучение внешних рисков и угроз, а изучение своих возможностей и уязвимостей. Так как мы не знаем — с какими рисками и угрозами предстоит столкнуться в будущем.
Про аналитику хотелось бы добавить следующее: популярными становятся создание универсальных правил и алгоритмов действий, которые будут работать во всех возможных ситуациях. Пример можно привести из взаимоотношений родителей и детей. Универсальное правило, которое доводят до ребенка — если потерялся, то встречаемся в том месте, где ребенок последний раз видел маму или папу. Правило действует во всех случаях, независимо от городов, улиц и торговых центров.
В теории хаоса есть такой термин — «эффект бабочки». То есть незначительные, на первый взгляд, события могут привести к значительным последствиям. Это явление тоже надо учитывать при анализе ситуации.
Шестое
При неясности ситуации должностное лицо принимает решения на основе биологических инстинктов человека (как живого существа), и в соответстви со своими психологическими установками
В мире хаоса и неопределенности становится востребована профессия психолога. Должен заметить, что в последнее время часто сталкиваюсь с тем, что безопасники либо проходят обучение по тематикам, связанным с психологией (например, конфликтология), либо имеют в штате психолога. Просчитать поведение человека и принятие им решений уже становится невозможно без этих знаний. Из относительно нового — учитывают не только психологию, но биологию человека. В использование ввели также такой термин — «биологические поведенческие инстинкты» человека.
Сталкивался с тем, что многие должностные лица в условиях хаоса больше доверяют своей интуиции («чуйка», внутренний голос и т.д.), чем прогнозам аналитиков. Как работает механизм интуиции, науке доподлинно так и не известно, но решения, принятые на основе интуиции, очень часто бывают эффективными и правильными.
Седьмое
В современном хаотическом мире новыми качествами должен обладать руководитель организации, а также директор по безопасности
Например, при принятии управленческих решений приобретает значимость такое качество человека как «пластичность», то есть гибкость, умение ориентироваться и подстраиваться под изменяющиеся внешние условия. На первый план выходит быстрота принятия решения, а не безопасность.
Приведу пример из мира спорта. Существуют шахматисты, то есть люди, которые не торопясь принимают решения на основе опыта прошлых игр, а есть футболисты, то есть люди, принимающие решения быстро, исходя из складывающейся оперативной обстановки. В условиях хаоса и неопределенности конкурентное преимущество будут иметь предприятия, руководимые «футболистами», а не «шахматистами».
Должен заметить, что безопасники стали реже оценивать и сравнивать людей. Физические лица, как динамические и нестабильные системы, не поддаются сравнению. Каждый человек индивидуален. И оценивать человека надо применимо не только к параметрам оценки, но и к определенному времени, так как через некоторое время это может быть уже совершенно другая личность. Кроме того, спрогнозировать, как поведет себя работник в той или иной нестандартной (особенно чрезвычайной) ситуации практически невозможно, особенно если он раньше никогда в ней не оказывался. Но в работниках стали цениться такие качества, как психологическая устойчивость к быстро меняющемуся миру и готовность к любым неожиданностям.
Восьмое
В мире хаоса меняется отношение к резервам и ресурсам
На первый план выходят универсальные ресурсы, которые могут быть востребованы при любых внешних изменениях. Это касается в первую очередь финансовых и кадровых ресурсов. Материально-технические ресурсы, наоборот, становятся не очень востребованы, особенно с учетом быстрого устаревания технологий. При оценке рисков обращают внимание на диверсификацию ресурсов, направлений деятельности, поставок, рынков сбыта и так далее, так как в условиях неопределенности диверсификация является очень сильным конкурентным преимуществом.
Должен заметить, что в условиях хаоса большие изменения происходят и в стоимости активов. Материальные активы теряют популярность, а нематериальные активы (технологии, патенты, репутация, имидж и другие) стали сильно влиять на капитализацию предприятия. Поэтому безопасники при защите активов все чаще обращают внимание на защиту именно нематериальных активов.
Девятое
В мире хаоса царит, как правило, юридическая неопределенность и коллизионность законодательства
Кроме того, изменение законодательства не успевает за изменением в деловой среде. Понятие «форс-мажор» и «обстоятельство непреодолимой силы» применяются на каждом шагу. Контрагенты отказываются выполнять свои обязательства, каждый раз прикрываясь этим самым форс-мажором.
Особую значимость в этот период приобретают юридические услуги, а также юристы, специализирующиеся на урегулировании конфликтных взаимоотношений между юридическими лицами, а также на урегулировании конфликтных увольнений работников, так как в мире неопределенности присутствует оптимизация бизнес процессов, сопровождающаяся, как правило, массовыми сокращениями персонала.
Десятое
Мир хаоса характеризуется отсутствием надежности и сопровождается концом такого явления как перфекционизм
Надежность не бывает абсолютной, только относительной. Это касается надежности всего — контрагентов, работников, процессов, договоренностей. Как говорил известный персонаж в одном известном фильме, верить нельзя никому. Безопасник должен быть готов к тому, что подведет контрагент, который до этого не вызывал сомнений в своей надежности. Подведет по причинам, от этого контрагента не зависящим. И у безопасника всегда должен быть «план А» и «план Б», что делать этих случаях. Всегда необходимо быть готовым к самому плохому сценарию развития событий.
В мире хаоса измерения никогда не бывают совершенны, прогнозы никогда не бывают точны, предсказания имеют долю вероятности. Оценка с точностью до миллиметра не производится, и вопрос «Сколько вешать в граммах?» уже не стоит. Все выводы, расчеты и предсказания имеют определенную долю вероятности. Поэтому оценка, как правило, идет по трехуровневой шкале: маловероятно, вероятно, очень вероятно. Или по системе светофора — красный, желтый, зеленый. Такие человеческие качества, как перфекционизм, то есть доведение результатов труда до совершенства, становятся ненужными, а в определенных случаях и вредными, так как отнимают много драгоценного времени.
Должен сказать пару слов о том, что в корпоративной безопасности все чаще стали применяться системы, которые используют в своей основе хаотические (рандомные, непредсказуемые) технологии. Они показывают свою эффективность. Самое слабое звено в безопасности — это ее предсказуемость и просчитываемость. Если злоумышленник знает, по какому алгоритму и как работает система безопасности, то он, скорее всего, сможет ее обойти. Самой надежной система безопасности является та, алгоритм действий которой неизвестен и непредсказуем. Как в анекдоте про обезьяну с гранатой. Не знаешь, что дальше будет.
В заключении своей статьи хочу сказать, что для космической вселенной характерен именно хаос и энтропия. Человек, пытающийся все упорядочить и навести порядок, вступает в противоречие с естественными законами природы. Хаос нельзя упорядочить, с ним можно только ужиться.
В бизнесе популярность приобретают саморегулируемые модели, которые самостоятельно настраиваются в зависимости от изменяющейся обстановки (желательно без участия человека). Самоорганизующийся порядок, возникает из сочетания взаимозависимости элементов с их относительной свободой. Если в компании у каждого сотрудника свои цели, свои KPI показатели, жесткое виденье рынка и своей работы, все процессы бюрократизированы и формализованы, а решения принимаются только высшим руководством, то в такой организации самоорганизации быть не может. Такие компании имеют шанс на успех только в стабильных и предсказуемых условиях. Оптимальным в компании, наверное, будет являться баланс хаоса и порядка. Это характерно и для менеджмента в целом и для менеджмента корпоративной безопасности: думаю, что предприятие может успешно развиваться, балансируя между порядком и хаосом.
Статья была опубликована в журнале «Директор по безопасности», 2021, май
С уважением, команда Moscow Business School