101 способ нематериальной мотивации: бесплатно или до 999 рублей.
Когда говорят о мотивации, мало кто знает, что единого явления, которое можно было бы назвать словом «мотивация» не существует. В действительности имеют место сотни различных эффектов, которые упрощенно называют мотивацией. В научном плане тема не исследована и руководителям приходится самим с помощью проб и ошибок «нащупывать» инструменты «кнута и пряника».
Одним из таких инструментов является список «101 способ нематериальной мотивации». Скептики возразят, что «бесплатно в этом мире ничего не бывает». Согласимся, что даже нематериальное поощрение требует ресурсов: времени, желания и сил на его организацию. Договоримся, что прямые затраты в каждом из рекомендованных способов нематериальной мотивации составляют не более 999 рублей.
Понятно, что не каждый прием подходит для всех сотрудников и всех компаний. Поэтому в списке приводятся более 100 идей. Надеемся, что они позволят вам систематизировать представления о конкретных способах нематериальной мотивации и помогут создать свои сочетания различных способов для вашей конкретной ситуации.
Все многообразие способов нематериальной мотивации можно условно объединить в восемь основных групп.
Группа 1. Просто скажите «СПАСИБО».
- Способ 1 Скажите сотруднику: «СПАСИБО».
- Способ 2 Оставьте записку, написанную «от руки», на рабочем столе сотрудника.
- Способ 3 Подпишите открытку с благодарностью за хорошую работу.
- Способ 4 Напишите письмо с благодарностью по электронной почте.
- Способ 5 Отправьте аудио-благодарность голосовым сообщением.
- Способ 6 Объявите благодарность на собрании коллектива.
- Способ 7 Объявите благодарность с занесением в трудовую книжку.
Группа 2. Признание и слава.
- Способ 8 Разместите фотографию отличившегося сотрудника на сайте компании.
- Способ 9 Разместите фотографию сотрудника на доске почета в офисе компании.
- Способ 10 Разместите фотографию сотрудника на обложке корпоративного издания (газеты, журнала).
- Способ 11 Сделайте интервью с сотрудником в корпоративном издании.
- Способ 12 Запишите видео-благодарность и разместите на корпоративном портале.
- Способ 13 Подарите сотруднику настенный календарь с его именем на каждой странице.
- Способ 14 Предложите сотруднику принять участие в корпоративном фильме о компании.
- Способ 15 Вручите грамоту (бумажный вариант, деревянный вариант, гравировка на металле, коллаж-стенгазета).
- Способ 16 Вручите переходящий или постоянный кубок.
- Способ 17 Подарите грамоту, написанную «от души», искренне в неформальном стиле.
- Способ 18 Вручите в торжественной обстановке фирменный значок / знак отличия за стаж и хорошие результаты работы в компании.
- Способ 19 Подарите именной торт.
- Способ 20 Поздравьте сотрудника песней, специально написанной для него по случаю успешного завершения проекта.
- Способ 21 Присвойте сотруднику внутрикорпоративный статус Эксперта.
- Способ 22 Разрешите использовать служебный автомобиль для доставки на работу.
- Способ 23 Организуйте личный подарок от Президента компании.
- Способ 24 Организуйте встречу сотрудника с высшим руководством компании.
- Способ 25 Организуйте обед первого лица компании с лучшим сотрудником.
- Способ 26 Предоставьте высшему руководству положительные отзывы об успешных сотрудниках.
- Способ 27 Организуйте фотосессию с известной личностью.
- Способ 28 Подарите сотруднику сувенир с подписью и пожеланиями от коллег.
- Способ 29 Подарите букет цветов сотруднице.
Группа 3. Подчеркните особый статус сотрудника.
- Способ 30 Переименуйте должность или название отдела.
- Способ 31 Предоставьте отдельный кабинет или лучшее место в кабинете.
- Способ 32 Персонализируйте рабочее место: сделайте особую табличку, шильд.
- Способ 33 Предложите улучшения персонального рабочего места: предоставьте более удобное кресло, особый телефон и гарнитуру.
- Способ 34 Организуйте замену модели корпоративного телефона в приоритетном порядке.
- Способ 35 Предложите право выбора рабочего стола, подарка, места для корпоратива и т.п.
- Способ 36 Сделайте статусную наклейку на монитор.
- Способ 37 Сделайте особые визитки для сотрудника.
- Способ 38 Сделайте именной ежедневник, канцелярские принадлежности.
- Способ 39 Закрепите за сотрудником лучшее парковочное место для его автомобиля.
- Способ 40 Предоставьте сотруднику более комфортный номер во время командировки.
- Способ 41 Подвезите сотрудника с работы домой.
Группа 4. Предоставьте более гибкий график работы
- Способ 42 Предоставьте свободный график работы.
- Способ 43 Разрешите прийти на работу на час позже или уйти на час раньше.
- Способ 44 Предоставьте возможность работы из дома.
- Способ 45 Предоставьте дополнительный день отпуска.
- Способ 46 Предоставьте отгул в важный день для сотрудника.
- Способ 47 Предоставьте сотруднику возможности для подработки.
Группа 5. Создайте условия для баланса между работой и личной жизнью сотрудника.
- Способ 48 Проводите корпоративные мероприятия вместе с семьями сотрудников.
- Способ 49 Проявляйте заботу о семье сотрудника (подарки, билеты на концерты и т.п.).
- Способ 50 Оказывайте помощь в семейных делах (например, предоставьте транспорт при переезде).
- Способ 51 Поздравляйте сотрудников со значимыми датами: с Днем рождения, с Днем начала работы в компании, со свадьбой, с рождением детей.
- Способ 52 Объявите благодарность родителям за воспитание дочери, сына. Подпишите благодарственное письмо, позвоните по телефону и поблагодарите родителей лично.
- Способ 53 Организуйте конкурс детских рисунков мам и пап «Угадай кто?»
- Способ 54 Организуйте викторину с угадыванием детских фотографий, интересных фактов из жизни сотрудников.
- Способ 55 Организуйте экскурсию / стажировку в компании для детей сотрудника.
- Способ 56 Разрешите прийти на работу с домашним питомцем.
- Способ 57 Предоставьте сотруднику регулярные периоды времени для работы над личными проектами.
Группа 6. Стимулируйте профессиональное развитие сотрудника.
- Способ 58 Разработайте систему развития через личные планы сотрудников.
- Способ 59 Определите понятные реалистичные условия карьерного роста.
- Способ 60 Предложите работу в интересном амбициозном проекте.
- Способ 61 Привлекайте сотрудника к принятию решений.
- Способ 62 Привлекайте сотрудника к работе в составе профессиональных рабочих групп.
- Способ 63 Подчеркивайте важность работы сотрудника в команде: обращайтесь к нему за советом.
- Способ 64 Повышайте уровень автономии сотрудника: делегируйте ему важные обязанности, наделяйте большим уровнем ответственности.
- Способ 65 Назначьте сотрудника исполняющим обязанности на время вашего отсутствия.
- Способ 66 Делитесь с сотрудником профессиональной информацией в вашей отрасли.
- Способ 67 Предоставьте возможность сотруднику выступать на различных публичных мероприятиях от лица компании: выставках, конкурсах, премиях, торжествах.
- Способ 68 Позвольте сотруднику выступить с докладом на профессиональной конференции, в том числе международной.
- Способ 69 Направляйте сотрудника в поощрительные поездки.
- Способ 70 Организуйте профессиональную стажировку в другом офисе компании или в компании — партнере.
- Способ 71 Договоритесь с компанией-партнером о краткосрочном обучении с возможностью экскурсии на производство / офис.
- Способ 72 Оплатите подписку на профессиональный журнал.
- Способ 73 Подарите полезную развивающую книгу, например, Первый Словарь по Клиентоориентированности в схемах, таблицах и фотографиях Верченко.
- Способ 74 Организуйте профессиональное наставничество.
- Способ 75 Регулярно предоставляйте качественную обратную связь, фиксируйте желательные действия и отмечайте хорошо сделанную работу.
- Способ 76 Организуйте ротацию, обеспечьте рост сотрудника «в ширину».
- Способ 77 Включите сотрудника в кадровый резерв на повышение в должности.
- Способ 78 Повысьте сотрудника в должности.
- Способ 79 Представьте сотрудника к получению профессиональных наград и званий в профессиональной области.
- Способ 80 Создайте возможность для регулярного / постоянного повышения квалификации, например, через обучение в Московской Бизнес-Школе.
Группа 7. Организуйте геймификацию и совместные активности.
- Способ 81 Установите систему грейдов. Введите корпоративную валюту с возможностью приобретать ценные (в том числе нематериальные) призы.
- Способ 82
Организуйте досуг вне работы:
- тимбилдинг
- корпоратив
- квест
- поход в музей
- спортивный матч
- кулинарная студия
- картинг
- лазертаг
- караоке
- боулинг
- и т.п.
- Способ 83 Проведите интеллектуальную викторину по типу «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?» или другой популярной телепередачи.
- Способ 84 Предоставьте возможность сотруднику провести мастер-класс на тему его хобби.
- Способ 85 Организуйте игровые зоны в офисе.
- Способ 86
Организуйте конкурс среди отделов и подразделений компании:
- Конкурс «Лучший по профессии»
- Конкурс «Лучший сотрудник месяца / года» в разных номинациях
- Хакатон
- Конкурс по оптимизации рабочего времени / борьбе со стрессом / изучению языков и т.п.
- Конкурс на лучшую идею по улучшению работы в организации.
- Конкурс рабочего стола
- Конкурс тематических фотографий
- Способ 87 Организуйте спортивный чемпионат (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, шахматы и т.п.).
- Способ 88 Организуйте совместное участие в компьютерной игре.
Группа 8. Введите корпоративные традиции и различные виды поощрений.
- Способ 89 Празднуйте совместные достижения.
- Способ 90 Отмечайте День рождения компании.
- Способ 91 Организуйте угощения фруктами при условии достижения плана — «Фруктовая пятница».
- Способ 92 Посадите аллею именных деревьев.
- Способ 93 Принимайте участие в благотворительных проектах на регулярной основе.
- Способ 94 Введите традицию говорить спасибо друг другу, в том числе на корпоративном портале. Организуйте корпоративную премию, наградите сотрудников, получивших максимальное количество благодарностей от коллег.
- Способ 95 Отметьте отличившихся сотрудников персональными скидками и бонусами на покупку товаров и услуг вашей компании.
- Способ 96 Предоставьте право выкупа служебной машины.
- Способ 97 Оплатите обед сотрудника.
- Способ 98 Компенсируйте сотруднику услуги сотовой связи.
- Способ 99 Оплатите проездной в общественном транспорте.
- Способ 100 Подарите необычные впечатления: занятия в открытом бассейне зимой и т.п.
- Способ 101 Делайте неожиданные подарки и приятные презенты для сотрудников «просто так».
В качестве выводов предложу несколько рекомендаций по практическому использованию Списка:
- Сохраните статью, скопируйте себе 101 способ в отдельный файл и распечатайте его. Обращайтесь к этому списку периодически, добавляйте свои варианты, отмечайте какие способы были встречены сотрудниками лучше всего.
- Помните, что вместо одного явления, которое называют «мотивацией», есть сотни различных эффектов. Для того, чтобы мотивировать сотрудников недостаточно знать одну «фишку». На разных сотрудников в разное время могут действовать разные способы. В некоторых случаях, которые предстоит выяснить, эти же приемы могут быть противопоказаны и вызывать негативный эффект. Поэтому так важно подбирать способы воздействия индивидуально с учетом обратной связи от сотрудников.
- Если Вы хотите увеличить этот список, заведите блокнот. На каждой отдельной странице — записывайте один новый способ и результаты, которых удалось добиться в результате его применения. Изучайте опыт коллег, записывайте примеры в блокнот и регулярно, например, раз в месяц, анализируйте их.
- Спросите подчиненных. А что важно именно им? Сделайте поддержку максимально адресной.
- Изучите причины демотивации Ваших сотрудников и постарайтесь снизить их влияние.
- Если Вы хотите иметь под рукой фактурные примеры взаимодействия с внешними и внутренними Клиентами, которые можно применить на практике, подпишитесь на телеграм-канал автора статьи «Секреты Клиентоориентированности»: https://t.me/clientability
Рекомендуемая литература:
- Верченко В.А. Первый словарь по Клиентоориентированности Верченко в 135 схемах, 45 таблицах, 290 фотографиях. Версия 2.0. — М.: Издательство «Перо», 2023. — 432 с.
- Шушпанов А.Н. Где мотивация?! Волевые основы творческого труда. Издательство LIVREZON, 2019. — 2-е издание. — 200 с.
- Иванова С. 50 советов по нематериальной мотивации. М.: Альпина-Паблишер, 2022. — 178 с.
- Телеграм-канал по профессиональному взаимодействию с внешними и внутренними Клиентами «Секреты Клиентоориентированности»: https://t.me/clientability
Узнать больше о работе с клиентами и мотивации персонала вы сможете на данных семинарах:
Директор по клиентскому сервису. Организация сервиса на предприятии. Повышение квалификации
Коммуникации с клиентами. Повышение квалификации
Аналитика для руководителей. Практические инструменты анализа информации. Повышение квалификации
С уважением, команда Moscow Business School